свернуть

Феликс Эдмундович Дзержинский никогда не был в Нижнем Тагиле. Но согласно Ленинскому плану монументальной пропаганды пространство городов и сел, интерьеры обществненых зданий должны были быть наполнены новой жизнью, новыми названиями и образами, отражающими «идеи и чувства революционной трудовой России». Именами революционеров по всей стране называли улицы, предприятия, города.

В Нижнем Тагиле 19 июля 1936 года постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР в связи с 10-летием со дня смерти Ф. Э. Дзержинского «Уралвагонзаводу» было присвоено его имя, а затем 27 июля 1936 года постановлением исполкома Нижнетагильского горсовета Вагоностроительный район был переименован в Дзержинский район

Феликс Эдмундович Дзержинский (1877-1926) вошел в историю как профессиональный революционер, выдающийся советский государствненый и политический деятель, близкий соратник В.И. Ленина. Деятельность "Железногой Феликса" сегодня оценивается неоднозначно - одни считают его героем, победившим разруху, беспризорность, голод, эпидемии, другие - как организатора "Красного террора", стоявшего во главе карательного аппарата Всероссийкой Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией. Он стал символом несгибаемости в борьбе за дело пролетариата. 

В Дзержинском районе установлено два мемориальных памятника Железному Феликсу

Авторами задумано, что скульптура, расположенная в непосредственной близости от проходной Уралвагозавода, должна словно встречать заводчан, идущих на работу. Скульптурный образ В.Полева и Ю. Клещевникова исполнен суровой печали, скрытой, спрятанной ото всех горечи. Обобщенная форма головы, взятой крупно, почти конструктивно при реалистическом, в целом решении, представляет авторов как художников, хорошо понимающих пластические задачи скульптуры в пленере. Достаточно тонкий простой формы постамент со скромной засечкой-выемкой боковой грани и сам материал исполнения - бетон, не только отвечают требованиям и стилю времени 1960-х годов, но призваны передать само суровое революционное время. Легкое смещение-выход плеча и поворот в три четверти придают образу динамику, резко подчеркнутые скулы, чуть больше чем нужно вытянутая шея, глубоко посаженные глаза - создают образ с большим внутренним напряжением.

Тагильский скульптор Владимир Дмитриевич Полев - не единственный автор памятника Ф.Э Дзержинскому. В 1967 году художник представил на первый вариант памятника, который не был утвержден на Художественном совете Нижнетагильских мастерских Художественного фонда РСФСР. Через месяц на Совет был представлен второй, доработанный вариант памятника, выполненный В. Полевым совместно с другим тагильским скульптором Юрием Клещевниковым. Этот вариант и был принят к исполнению.

А. Шемякина, Е. Ильина, Е. Устинова

читать дальше

Get Adobe Flash player