свернуть

Юный барабанщик,

Юный барабанщик,

Он стучит, как сердце, тук-тук-тук!

Поднимает флаги

Пионерский лагерь

Юный барабанщик тут как тут

Тонкая и легкая скульптура мальчишки – барабанщика заняла свое место в расширенном парке музея изобразительных искусств, который гостеприимно открылся для посетителей 18 октября 2019 года. Но прежде чем встать на пьедестал, у этой работы была история бытования, нахождения, реставрации. Произведение долгое время находилось в детском оздоровительном лагере «Золотой луг», где практически полностью хорошо сохранилось и не пострадало от разрушений постсоветского периода, в конце 2017 – начале 2018 года было передано музею в реставрацию. Реставратором монументальной скульптуры Владимиром Бекетовым были сделаны сложные работы по расчистке скульптуры – ведь ее на протяжении многих десятилетий красили масляной краской, бронзовкой и серебрянкой. Специальные химические составы наносились на окрашенную поверхность, и, воздействуя на нее, делали ее мягкой и податливой, а потом скальпелем вручную вся краска была убрана. Далее реставратор укрепил бетонную поверхность произведения, защитил ее от воздействия воды гидрофобными пропитками, а потом дополнил незначительные утраты – щербинки и сколы. Так как подобную скульптуру называют «гипсовой», хотя она выполнена из бетона, как более прочного материала для улицы, то традиционно ее тонировали в белый цвет; фигура барабанщика в парке музея тоже тонирована белым.

Особое отношение к фигуре барабанщика и ее хорошей сохранности в постсоветский период можно объяснить, в том числе, и определенным уважительным отношением к должности барабанщика в советское время в пионерской организации. Стать барабанщиком часто мечтали мальчишки и девчонки от 9 до 14 лет, так как должность эта считались почетной, наряду с горнистом и знаменосцем, то на нее выбирали при полном сборе отряда. Сама должность барабанщика была значительно романтизирована детской литературой от Аркадия Гайдара («Судьба барабанщика») до Владислава Крапивина («В ночь большого прилива», «Голубятня на желтой поляне» и др.). Именно под звук барабанов выносилось знамя, собирались отряды на линейку, вообще проходила вся  жизнь пионерского отряда. Барабанщикам надлежало располагаться на правом фланге отряда или дружины при их построении. Очень часто в пионерской дружине был целый отряд барабанщиков, и вот туда-то и стремились наиболее активные и увлеченные пионеры: отряд барабанщиков – это, как особая каста, казалось, что они живут некой особой своей жизнью. За каждым членом такого отряда целая история барабанщиков гражданской войны, первых пионеров, отважных и лихих спартаковцев[1] и юных ленинцев. Пока обычные пионеры отдыхали на переменах или по звонку отправлялись домой, барабанщики проводили много часов в репетициях, чтобы не упасть в грязь лицом во время парада. Они должны были знать и легко без ошибки исполнять строевые приемы. Основные сигналы барабанщиков подразделялись на два вида: регламентирующие быт («Подъем», «Подъем флага», «На обед!», «Отбой» и др.) и строевые («Слушайте все», «Сбор вожатых», «На линейку!», «Торжественная встреча» и др.). Естественно, у барабанщиков главный инструмент – сам барабан. Первоначально его корпус изготавливался из дерева, а мембраны из кожи, но постепенно эти материалы заменялись на более простые – в 1960-80-е гг. и корпус и мембраны делали из пластика, натяжение мембраны регулировалось ключом, а сами мембраны крепились к корпусу двумя хромированными ободами.

Именно такой барабан можно увидеть и у маленького барабанщика в парке музея. Он располагается в походном, не игровом положении, на боку у мальчика. Сам мальчишка стоит в свободной позе, опираясь на правую ногу, правой рукой придерживая барабан. Работа выполнены в традициях соцреализма, точно соблюдены главные детали, работающие на создание образа – пионерский галстук и форма, сам барабан…

А Шемякина



[1] До 1924 года пионерская организация носила имя героя Спартака – предводителя восстания рабов в Древнем Риме. В январе 1924 года пионерской организации присвоено имя В.И. Ленина.

читать дальше