свернуть

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Случается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!

Андрей Дементьев

 

А в вашем городе есть памятник человеку, который, возможно, очень сильно повлиял на то, кем вы стали? Который был с вами рядом, как вторая мама, целых три, а то и четыре года, учил читать, писать и понимать окружающий мир?

Известны памятники учителям в Оренбурге, Саратове, Волгограде, Торопце, и других городах на постсоветском ространстве и за рубежом, а теперь такая работа появилась в экспозиции парка скульптуры советского периода Нижнетагильского музея изобразительных искусстви в Нижнем Тагиле. 18 октября 2019 года новый парк музея открылся для посетителей, а главным украшением его стали советские скульптуры  1940-1960 годов. Одна из них посвящена учительнице. Это подарок нашему городу жителя Верхней Салды Василия Юрьевича Ершова, который долгое время хранил это произведение. Двухфигурная композиция представляет собой учительницу, положившую руку в ободряющем жесте на плечо своего ученика, и мальчика с книгой, которую тот внимательно читает. Композиционный строй очень прост и понятен, но в нем много внутреннего подтекста: ведь именно в передаче знаний, навыков, умений, внушении моральных и эстетических ценностей и состоит главная задача УЧИТЕЛЯ, а знания передаются через книги. Научить читать, правильно понимать прочитанное, внимательно относится к печатному слову, воспринимать его как основной ориентир в жизни – этому учат учителя, люди, которые подвижнически посвящают себя другим – детям. А дети – это будущее. И от того, как именно будут работать учителя, какие знания они заложат, какие ориентиры установят будет зависеть будущее.

Профессия учитель – очень древняя, воспетая в мифах и легендах. Мы знаем о мудром кентавре Хароне – наставнике всех древнегреческих  героев, а имя воспитателя сына Одиссея Телемаха – Ментор – стало уже нарицательным для людей этой профессии. Ментор сегодня – это наставник, руководитель для юношества.

Советская Россия – страна первая победившая тотальную безграмотность. Молодому государству нужны были грамотные члены общества, чтобы строить новую жизнь.  Именно тогда становится остро необходимой профессия учителя. В большом количестве открываются педагогические учебные заведения – училища и институты, но  чтобы в них учить людей, необходимо было дать этим людям элементарные начальные знания. Появляются ликбезы. Это уникальная по своей масштабности программа ликвидации безграмотности среди взрослого населения в Советском Союзе,  начало которой положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языках. Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса[1]. В городах и селах, деревнях и поселках появляются школы, в которых учатся взрослые и дети. И здесь необходимы были учителя – люди способные научить, помочь постичь, привить ценности социалистического государства.

Профессия учителя всегда была почитаема в Советском Союзе, хотя памятников учителям не ставили. Только в Торопце известен памятник  советского периода, но городская парковая скульптура, рассказывающая об этой профессии, широко распространилась по  стране согласно ленинскому плану монументальной пропаганды. Это были бетонные скульптуры, устанавливаемые в парках и скверах, призванные прививать уважение к учителям и их труду. Такая скульптура сохранилась в Верхней Салде благодаря усилиям Василия Ершова. А реставратором Владимиром Бекетовым ей была подарена новая жизнь.

Скульптура Учительница поступила в музей в сложном состоянии сохранности: у нее отсутствовали руки мальчика, держащие книгу, были сильно замазаны масляной краской лица, что привело к потере рельефа черт лиц, плохо прочитывалась фактура поверхности, которая передавала материал одежды фигур. И вот под чуткими руками реставратора, словно позитив фотографии,  проступили черты лица, вновь появились руки, открылась фактура – и скульптуры предстали в свеем первозданном виде. Сейчас они привлекают повышенное внимание посетителей музейного парка.

 А. Шемякина

 

О других памятниках, посвященных учителям можно прочитать здесь:

https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=196548

 



[1] Главсоцвос – Главное  управление социального воспитания и политехнического образования детей, структурное подразделение Наркомпроса (Наркомата просвещения), в чьи функции входило руководство дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами, социально-правовой охраной детей и контроль за повышением квалификации всех работников социального воспитания.

 

читать дальше