свернуть

Если заглянуть в словари, то про тайменя написано, что это «рыба рода таймени  семейства лососевых. Самый крупный представитель семейства лососёвых, достигающий 1,5—2 м длины и 60—80 кг веса. Откладывает 10 — 34 тысяч икринок, мальки вылупляются примерно через один месяц. Обитает в пресной воде — реках и проточных холодноводных озёрах, никогда не выходит в море. Встречается в России на обширной территории: от Предуралья (бассейны рек Печоры и Камы) до восточных окраин Якутии и юга Дальнего Востока, на Сахалине»[1].

Для манси, которые наравне с охотой и оленеводством были прекрасными рыболовами, такая рыба была большой удачей. Манси тайменя называли «красной щукой» из-за окраса во время брачного периода, высоко ценили его вкусовые качества и, конечно, наделяли различными волшебными и мифическими свойствами, как и щуку – одну из самых почитаемых рыб в мифологии манси. Например, считалось, что сам Номи-Торум (верховное божество) укротил нрав безобразной щуки, ударив ее по левой щеке. От этого у нее в голове есть крестообразная кость-крестик. Щука также считалась наделённой особой силой. На щучьем носу давалась клятва, а женщинам запрещалось есть сырую щуку.

Культовые фигурки рыб было принято бросать в воду зимой, чтобы летом был хороший улов. Связанные с рыбами культовые действия схожи с теми, что совершают во время медвежьих обрядов.  О существовании тотемов, связанных с именами рыб, сведений нет.

«Таймень-батюшка». Так назвал свою вторую работу на IV симпозиуме городской и ландшафтной скульптуры "Сезон искусств в Демидовском крае" 2018 года Александр Иванов. Давно появилась у автора мечта создать в Нижнем Тагиле дивную рыбу, словно застывшую в речных водах, спрятавшуюся в водорослях.. В раскрытии образа скульптор отошел от привычного изображения тайменя с сильно вытянутым в длину телом. Художник лишь наметил некоторые основные черты – крупное тело, выступающий нос, мощный хвост, сосредоточив внимание на декоративной отделке работы. По неровной бетонной поверхности, имитирующей темную рыбью чешую, работа ярко и контрастно украшена мозаичными прямоугольными вставками, которые выступая стилизованными плавниками, ассоциируются с этническим орнаментом, чем привносят еще большую условность в изображение. В композиционном строе сварной металл, который приобретает в руках художника особую выразительность, не только изображает окружающие рыбу водоросли, а является еще и конструктивным решением, благодаря которому фигура приподнята над поверхностью. Монументальность работы достигается не величиной, а простотой и лаконизмом изобразительных средств и органическим соединением весей композиции с окружающей природной средой.

Так как на этом симпозиуме у художника были приняты к исполнению два проекта, то он пригласил для их воплощения Эдуарда Пономаренко – известного участника фестивалей и симпозиумов в различных материалах. Этот творческий тандем позволил свершиться обмену опытом, что и должно происходить на подобных форумах.

 

А. Шемякина

 

 

 

читать дальше