свернуть

Мало кто сейчас помнит как расшифровывается аббревиатура ВЖР, а ведь буквально два десятилетия назад ни для кого это не было сложностью – Высокогорский железный рудник, на котором работали многие потомственные семьи горняков-тагильчан.Возник Рукдник на месте знаменитого железнорудного месторождения горы Высокой – главной «кормилицы»  не только нижнетагильских, но и других заводов Демидовых.

Памятник рабочим Высокогорского железного рудника стал первым в Нижнем Тагиле мемориалом, посвященный погибшим в  Великой Отечественной войне тагильчанам. Второе нынешнее название памятника - Мемориал горнякам.

Открытие памятника произошло в год 20-летия Победы - в 1965 году. Именно с этого 1965 года  День Победы стал государственным праздником. С этого же времени в городах и селах страны начинают массово устанавливаться и открываться памятники, посвященные памяти павших в этой войне. После открытия памятника в городе и пригороде  было воздвигнуто еще 13 памятников, посвященных солдатам Великой Отечественной войны.

Памятник был установлен на площади перед Рудоуправлением и прекрасно организовал пространство улицы Фрунзе, одной из главных артерий города, ранее носящей название Максимилиановской и Старый тракт.

Рельеф памятника был выполнен тремя тагильскими скуль пторами - Михаилом Крамским и двумя его учениками по Уральскому училищу прикладного искусства Василием Ушаковым и Юрием Клещевниковым, которым в то время было 47 и по 37 лет соответственно. Памятный рельеф разворачивается перед зрителем словно кинолента, позволяющая соединять разновременные и разнособытийные сцены - рабочий ВЖР провожает на войну своих товарищей, широко шагающая женщина словно вдохновляющая на подвиги и дальше - бой, в котором побеждают и гибнут солдаты. В шести фигурах рельефа скульпторы сумели передать высокий пафос подвига,  силу и мощь народа, его непобедимость.  Идея проста, ясна и донесена именно так, как должна быть донесена идея подвига - сурово, без лишнего пафоса. 

Фигуры низкого рельефа - барельефа, решены обобщенно, крупными плоскостями. Лаконичность решения позволяет сразу "считывать" идею памятника. 

Рельеф установлен на невысокой плоской прямоугольной стеле, стоящей на невысоком, но широком постаменте. Рядом - высокий, устремившийся ввысь обелиск, выполненный в виде символического меча из полированного нержавеющего алюминия. На самом верху укреплен отлитый из бронзы Орден Победы. Высота обелиска, символизирующего Победу над фашистской Германией, 13 метров. 

С годами на боковом торце рельефной стелы были установлены цифры - 1941-1945. За стелой появились две связанные длинные памятные сталы-плиты с именами погибших горняков. Рядом на площади были установлены два артиллерийских орудия ЗИС-2 и ЗИС-3 калибром 57 и 76 мм., спроектированные в 1940-м году констуркутором В.Г. Грабиным. Орудия не принимали участия в боях, но подобные им оказывали решающее значение в ходе войны.

Вечный огонь на памятнике зажигается с 2005 года, когда к 60-летию Победы руководство Нижнетагильского Высокогорского горнообогатительного комбината (ВГОК) финансировало масштабные работы по его реконструкции. Проведенные планировочные работы архитектора Михаила Подольского позволили перевести рельеф в гранит, убрать лишние конструктивные, появившиеся позднее, элементы.  Имена 140 погибших солдат-гоняков выбиты на гранитных плитах, облицовывающих обратную сторону стелы.  Одним из важных элементов стал Вечный огонь. Звезду для вечного огня выполнили скульпторы Олег Васильевич и Тимофей Олегович Подольские. Вторая отливка звезды для вечного огня была установлена в том же году на Мемориале солдатам, погибшим от ран  в госпиталях Тагила. Перевод рельефа, первоначально отлитого из бетона, в гранит выполнили тагильские скульпторы Владимир Павленко и Александр Иванов при активном консультационном участии искусствоведа Нижнетагильского музея изобразительных искусств и скульпторов, членов Художественного совета Нижнетагильского отделения Союза художников России. Памятник был облицеван черным гранитом.

Е. Ильина, А. Шемякина

читать дальше