свернуть

Четвертый сезон симпозиума городскойй и ландшафтной скульптуры был посвящен теме животных Урала в мансийских легендах и сказаниях. Многие художники, приславшие эскизы и заявки на творческий конкурс обратились к образам животных безусловно связаных с мифологие вагулов. Лось, медведь, сова, щука и ворон, волк - эти представители уральской фауны одновременно и очень популярные герои манскийских сказаний и легенд. Но в мифологических мансийских источниках нет легенд  о Рыси, хотя издревле вагульские охотники хорошо знали этого зверя. Жестокий и хитрый хищник вызывал трепет и страх у людей, живших в уральской тайге. В славянской культуре, которая активно развивается на Урале с приходом сюда русских, к Рыси относились с почтением и ряд исследователей считает, что для древних  племен рысь была тотемным животным.  Она в древних культурах славян считалась зверем молчаливым, показывающим, как важно хранить тишину, чтобы познать скрытое и прикоснуться к мудрости.

Ловкая, смелая и бесстрашная рысь в исполнении Юрия Заикина не охотится, выслеживая добычу, а  находится в состоянии покоя, чутко прислушиваясь к лесным звукам.  В пластических решениях автор остается приверженцем классических форм, не отказываясь от  известной доли декоративной условности. Некоторая суровость и строгость обобщенных, но далеких от схематизма форм, определяют образное решение композиции. Рысьи пятна на шероховатой шкуре животного решены керамической черной мозаикой. Для сдержанной тонировки скульптуры художник применяет два способа – добавление красочного пигмента в материал и легкие касания кисти белой краской поверх фигуры, позволяющие выявить неровную поверхность, имитирующую шкуру животного. Художник  деликатно решает проблему взаимосвязи скульптуры и окружающей среды.

В настоящее время жанр парковой скульптуры становится уже повсеместным художественным явлением с новыми эстетическими критериями и новыми возможностями. Парковая скульптура обретает определенность, самостоятельность, она расширяет свое жизненное пространство. Человек пребывая на улице, наслаждаясь прогулками, тихим или активным отдыхом в городской среде, на площадях, в садах и скверах, должен чувствовать наполненность пространства ощущением красоты и психологического комфорта. В этом случае выбор места для пленэрной скульптуры предусматривает учет ее смыслового акцента, материала, в котором она будет создаваться, продуманности освещения, точек обзора, длительности восприятия, направления движения зрителя.  

Скульптура Рысь находится на пересечении одной из продольных аллей, идущих вдоль реки Тагил и неширокой пешеходной дорожки; удачное расположение под сохранившейся старой березой, невысокий постамент, имитирующий скальный выход, обобщенные, но реалистичные  формы скульптуры оставляют полное ощущение жизненности происходящего. Не случайно то, что именно эта скульптура пользуется особой популярностью у детей: ее хочется потрогать, прикоснуться, рядом сфотографироваться.

А. Шемякина

читать дальше