свернуть

С самого начала нового строя советская власть понимала значение клубного строительства. Через работу клубов и дворцов культуры транслировались социалистические идеи, организовывался досуг советских граждан. Клубное строительство и строительство дворцов культуры активно началось еще в 1920-е годы, но продолжалось на протяжении всех лет советской власти. Особенно привлекают внимание послевоенные общественные здания, сооруженные в стиле сталинского ампира. Несмотря на то, что проекты для периферии были типовыми, их се равно старались решить в красивых пышных формах, украсить скульптурой, транслирующей в зримых образах социалистические ценности.

Так случилось с дворцом культуры поселка Рудника им. III Интернационала. Он открыл свои двери для посетителей в 1954, то есть еще до принятия знаменитого Постановления № 1871 от 4.11.1955, и соответствует всем принципам советской сталинской архитектуры: квадратный объем с шестиколонным портиком коринфского ордера по центру главного фасада, треугольный фронтон, профилированные тяги и фигурные карнизы, балясины балконов второго этаже – сдержанный и одновременно торжественный стиль сталинского ампира. В мезостилонах (промежутки между двумя колоннами) 1 и 2, 4 и 5 колонн находятся арочные ниши, в них установлены скульптуры горняка рабочего и молодой женщины с книгой. То, что архитектура дворца типовая подтверждает достаточно большая распространенность подобных зданий, кроме как в Нижнем Тагиле есть такие в поселках Лёвиха (Свердловская область). Шумихинский (Пермский край), Промышленный (Воркута, Республика Коми). Можно отметить некоторую закономерность – все четыре обозначенных здания находятся в поселках. Соответственно, можно предположить, что этот типовой проект проектировался именно для поселков. Два последних сооружения сейчас в крайне разрушенном, аварийном состоянии, дворцы в Свердловской области – поддерживаются на должном уровне, ремонтируются. И именно во дворцах Свердловской области можно увидеть скульптуры в нишах. По всей видимости, для Нижнего Тагила и его окрестностей было характерно то, что в ниши помещали скульптуру. В Нижнем Тагиле уже в те годы работали создавали свои скульптуры такие мастера как М.П. Крамской, В.М. Ушаков – художники, получившие свое профессиональное образование в лучших художественных ВУЗах страны. Было организовано Нижнетагильское отделение Союза художников, открыто Художественно-промышленное училище. Уже десятилетие работал музей изобразительных искусств. То есть творческая жизнь в городе была активной и насыщенной. Творческий непокой Михаила Павловича Крамского позволил переделать более наполненным скульптурой фасад драматического театра, наверное, и появление скульптур в нишах ДК на Руднике им. III Интернационала и в п. Лёвиха также связано с его деятельностью. Это подтверждается фотоматериалом. В архиве Нижнетагильского музея изобразительных искусств, в личных папках художника есть фотографии дворца культуры в Лёвихе, на которых запечатлена работа автора над скульптурным убранством дворца. Это две мужские фигуры, представляющие собой инженера-горняка и рабочего. К сожаление, не удалось установить пока авторство скульптур дворца в поселке Рудника им. . III Интернационала.

Скульптуры дворца культуры на Руднике им. III Интернационала символичны, прекрасно слеплены, имеют тонкую проработку деталей, тонкое знание анатомии – все те черты, которые отличают классическую лепку так характерную для старых мастеров. Рабочий – горняк стоит в свободной позе, одет в рабочую робу шахтеров, изображен с отбойным молотком, на голове рабочий головной убор и налобный шахтерский фонарь. Молодая женщина тоже изображена в свободной позе, в левой руке она держит книгу, одета по моде тех лет в костюм – двойку (пиджак и юбку). Правая рука поднята над книгой «учительским» жестом, явно намекая, что рабочему человеку необходимы знания.

А. Шемякина

читать дальше