свернуть

В этой самой высокой точке рельефа набережной Нижнетагильского пруда в апреле 1975 года начал работу городской цирк. Типовой проект здания был необычно аранжирован: купол цирка тагильские инженеры-проектировщики решили в виде зигзагообразных лепестков, напоминающих водную рябь, а сам он увенчан зубчатой короной. Сегодня по новому проекту цирк получил иное цветовое решение – серый цвет стен контрастирует с золотом и серебром панелей отделки, создано оригинальное современное освещение, которое позволило сиять зданию в темное время суток.

 Немало потрудились в 1970-е годы нижнетагильские художники над декоративным убранством цирка. Архивные документы донесли до нас имена целой плеяды талантливых авторов, приложивших немало усилий для того, чтобы цирк был красивым, современным, привлекательным для посетителей. Скульпторы Крамской М.П., Клещевников Ю.П., Полев Ю.П., Валюкевич разработали эскизы рельефов, Стеканов В.И. и Марков П.Н. – композиции  художественных чеканок на темы сказов Бажова П.П., Калашников, Перевалов Л.И., Маточкин Ю.П., Горелов Г.А. – разрабатывали декоративную отделку деталей интерьера: светильники, перила лестниц, решетки отопления, декоративные орнаменты. Все работы проходили через утверждение Художественного совета и принимались на должном уровне.

Вход оформлен скульптурными рельефами с веселым представлением, которое уже на входе создаёт удивительную атмосферу красочного праздника. Среди авторов были и супруги Людмила и Василий Ушаковы, создавшие рельефное украшение портала входа в цирк. На фасад здания органично введены декоративно-пластические образы веселых клоунов и ловких жонглеров, изящных наездниц  на лошадях и дрессированных медведей. Первоначально композиции были монохромны, ведь в скульптуре важна игра светотени. В 1990-е рельефы раскрасили в цветные картинки, что противоречило первоначальному авторскому замыслу. К моменту ремонта произведение пришлось расчищать от многочисленных слоев краски, которая «замыливала» четкость рельефных контуров. Теперь, после ремонта и с новым порталом в виде огромной надписи «ЦИРК», которая перекрывает доступ  солнечного света к рельефам, было решено акцентировать детали рельефа золотисто-бронзовым цветом.

А. Шемякина

 

читать дальше