свернуть

Наряду с парковыми изваяниями Владимира Ильича в Нижнем Тагиле в середине ХХ века велась активная установка скульптур вождя, но не на площадях, а у проходных заводов или на заводской территории. Известны сегодня только две скульптуры Ленина, обе гипсовые и обе принадлежат авторству А.Л. Котихина. Они воспроизводят образ «Ленин призывающий», изображенный в пиджаке, с развивающейся полой, с решительно протянутой вперед правой рукой.

По неофициальным подсчетам любителей памятников Ленину в сети Интернет этот памятник оказался самым растиражированным по городам и весям нашей страны. Но сведений о скульпторе А.Л. Котихине найти не удалось. В 1948, профсоюз УВЗ заказывает в Ленинградском худфонде гипсовые скульптуры для благоустройства стадиона в Дзержинском районе. Долгое время скульптуры оказались никому не нужными. О факте вопиющей бесхозяйственности писала газета «Машиностроитель» в 1947 году: «В прошлом году для стадиона на 100 000 рублей были приобретены скульптуры. Но установить их никто не позаботился. Так и валяются они по сей день на стадионе и во дворе центрального клуба без надзора. Часть скульптур уже разрушилась»[i]. Критика была учтена, и скульптуры заняли свои места в Пионерском сквере Дзержинского района.

По фотографиям из фондов музея УВЗ удалось установить, что у центральной проходной завода была установлена та самая гипсовая работа А.Л. Котихина. До наших дней она не сохранилась и сотрудники музея УВЗ ошибочно считали, что скульптура была перенесена к Машиностроительному техникуму, получив в 1987 году новое оформление. Именно такая информация была написана в литературе по памятным местам Дзержинского района, подготовленной к выпуску сотрудниками музея УВЗ. Но более внимательный первичный сравнительный анализ фотографии памятника возле проходной и существующего памятника возле Машиностроительного техникума показал, что это две совершенно разные фигуры. Фигура вождя работы А.Л. Котихина воспроизводит все тот же «указующий жест», который уже встречался в предыдущих работах других авторов. Но сам этот жест несколько не убедительный, нет той внутренней энергии и призывающей силы, столь характерной для скульптур Андреева, Козлова и других авторов; рука повернута ладонью вверх и создается впечатление, что Ильич не призывает, а что-то предлагает. В фигуре нет напора, устремленности, она более статична; шаг левой ногой словно остановлен.



[i] Материалы Музея НПО «УВЗ», Газета «Машиностроитель», 1949.

А. Шемякина

читать дальше