свернуть

В 1965 году в Нижнем Тагиле был открыт еще один памятник работы скульптора Михаила Павловича Крамского. Бывший ленинградец, ученик знаменитого скульптора Матвея (Моисея) Генриховича Манизера, во время войны оказался в эвакуации на Урале, в Нижнем Тагиле и остался здесь до конца дней.

Образы работы М.П. Крамского никогда не были безликими, они всегда одушевлены. Скульптура Ильича, установленная у проходной городского молокозавода – это не повторение уже найденных штампов, а свое индивидуальное прочтение. Работы Михаила Крамского характеризуются «скупыми естественными движениями, простой, но выразительной мимикой». Так и в скульптуре Ленина, несмотря на обилие деталей костюма – пальто, жилет, кепка – образ  сложился обобщенный. Но это не символ, не призыв, и не «самый человечный человек»  в личной жизни. Скорее - это изображение «человека среди тех, кто строит коммунизм, претворяет его идеи в жизнь».

Фигура вождя установлена на невысоком очень простом постаменте, он буквально всего на метр приподнят над толпой рабочих, которые выходили из проходной завода -  он среди нас, но все же выше, значит «лучше, сильнее – он наш вождь». Ленин ни к чему не призывает, руки опущены, левая - в кармане, его неторопливый шаг сдержан. Но все же это тот Ленин, который  ведет, «показывает пример».

1965 год, в котором был создан этот памятник, оказался для автора богатым на работу. В это же время Крамской создает памятник изобретателю гидравлической турбины Якову Сафонову (Алапаевск) и в составе творческой группы вместе с коллегами В.М. Ушаковым и Ю.П. Клещевниковым работает над памятником работникам ВЖР, погибшим во время Великой Отечественной войны. А всего у автора 10 монументов, 7 из которых в Нижнем Тагиле и присоединенных территориях.

Сведений об инициативе установки памятника возле Гормолзавода пока не найдено. Можно предположить, что это была инициатива предприятия, так как при продаже здания в частное владение, вместе со всеми постройками в руки новых хозяев попал и памятник Ленину. К сожалению годы его не пощадили - чугунную скульптуру на протяжении многих лет подновляли масляной краской, что привело к "замыливанию" рельефа. Ржавые потеки по светлой краске и разоренный постамент не способствуют  правильному эстетическому восприятию произведения. Последние преобразования здания Гормозавода породили беспокойство за судьбу этой скульптуры. Было даже предложение перенести ее на территорию Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Но новые хозяева здания на ул. Черных не отказались от произведения художника, которого так любили и помнят в Нижнем Тагиле. Памятник будет сохранен и приведен в порядок.

А. Шемякина

 

 

читать дальше