свернуть

Решение об установке памятника в Нижнем Тагиле было принято в августе 1945 года Постановлением Советом Народных Комиссаров СССР.  Но открылся памятник лишь через 11 лет после решения об его установке - 4 ноября 1956 года. 

Ефим Алексеевич (1774-1842) и его сын Мирон (1803-1849) Черепановы — талантливые инженеры-изобретатели, прославились тем, что построили первый паровоз в России, отличный по конструкции от известных тогда паровозов англичанина Дж. Стефенса. Решая транспортную проблему на Нижнетагильских заводах, Ефим использовал принцип рельсовой дороги, увиденной во время командировки в Англии. Локомотивы Черепановых не нашли поддержки и были заменены более дешевой конной тягой. Черепановы значительно улучшили механизмы, использовавшиеся в металлургии, добыче золота, железа и меди, а также лесопилки и мукомольные мельницы. Наиболее интересным являются конструкции паровых машин, которые они пытались внедрить в промышленное производство. За успехи в машиностроении Ефим получает серебряную медаль на Аннинской ленте и вольную вместе с женой, позже вольную получила семья Мирона.

В год 150-летия со дня рождения Мирона была учреждена Почетная грамота имени Черепановых, открыты лицевые рационализаторские счета для предприятий. Но открылся памятник лишь через 11 лет после решения об его установке - 4 ноября 1956 года.

В феврале 1950 года в Нижнетагильском краеведческом музее на народное обсуждение был выставлен макет памятника Черепановым московского скульптора Алексея Семеновича Кондратьева и архитектора Александра Васильевича Сотникова. Первоначально памятник планировалось установить на Привокзальной площади - в торжественной 1953 году здесь был открыт «закладной камень». Однако позже было принято решение установить памятник на Театральной площади – архитектурном центре быстрорастущего индустриального города.  

За основу композиции памятника автором была взята композиция знаменитой скульптурной группы Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, уставленной в Москве на Красной площади работы русского скульптора – монументалиста  И.П. Мартоса 1818 года создания.

Сидящая фигура композиции –  отец Ефим Черепанов,  стоящая – сын Мирон. В поднятой руке Мирона Черепанова когда-то был циркуль. Черты лица Черепановых портретны. При  создании образов скульптор Алексей Семенович Кондратьев  по совету инженера, исследователя работ механиков Черепановых Виктора Васильевича Данилевского, использовал живописные портреты работы неизвестного художника, которые хранятся в Государственном Эрмитаже.

Столичные авторы памятника А.С. Кондратьев и А.В. Сотников не раз работали вместе: в 1959 году они стали создателями памятника С.М. Кирову в Пятигорске.

Отец Ефим Алексеевич и сын Мирон Ефимович были замечательными механиками - не только создателями первого русского паровоза. Благодаря их таланту первая российская железная дорога начала работать именно в Нижнем Тагиле в 1834 году, на два года раньше Павловской. Отец и сын Черепановы создали и уникальные паровые водоотливные машины, которые качали рудничную воду, осушая карьеры, и машины для повышения добычи золота, меди, железа,  и технически усовершеноствовали работу мельниц и лесопилок.

За 50 лет существования памятник многое потерял во внешнем облике: был утерян циркуль, скульптура была загрязнена, швы постамента разошлись и вырос мох. Памятник был реставрирован в 2006 году: скульптурная композиция реставрирована фирмой «Тагильское литье» (директор А.Н. Бурмистров), постамент - петербургской фирмой «Вильерми». При реставрационных работах внешний вид постамента несколько изменился – подрядчики не стали стягивать разошедшиеся монолиты красного карельского  гранита, заполнили швы мастикой и закрыли эти места гранитными плитами, визуально крестообразно разделив блоки.

Интересно, что 1 августа 2013 года в Москве был открыт памятник «Создателям российских железных дорог» в Москве у Казанского вокзала и в его композиции есть фигуры механиков Черепановых среди образов знаменитых деятелей железнодорожной отрасли России XIX века

В 1959 году имя Черепановых было присвоено старейшему на Урале учебному заведению – Нижнетагильскому горному техникуму, ныне - Нижнетагильскому горно-металлургический колледж. В 1997 году был создан Региональный общественный фонд имени Черепановых принято и принято решение о присуждение премии и медали, которая присуждается ежегодно за индивидуальные достижения, получившие практическую реализацию.

Монумент признан памятником монументального искусства федерального значения в 1967 году, охраняется государством.

В 2016 году памятник передан  Нижнетагильскому музею изобразительных искусств.

О памятнике Черепановым можно прочитать здесьhttps://vsenovostint.ru/2013/07/23/tagilskie-istorii-tagilskie-pamyatniki-chast-1/ ; http://historyntagil.ru/culture/10_p_001.htm

А. Шемякина

читать дальше