свернуть

А вы знаете что:

А кто такие Черепановы? Очень часто можно в Тагиле услышать шутливое выражение «Отец и сын братья Черепановы». Отец Ефим Алексеевич и сын Мирон Ефимович были замечательными механиками, не просто создателями первого русского паровоза, что само по себе уже примечательно, и первая российская железная дорога начала работать именно в Нижнем Тагиле, на два года раньше Павловской, в 1834, но еще  отец и сын Черепановы создали уникальные паровые водоотливные машины, которые качали рудничную воду, осушая карьеры, создали машины для повышения добычи золота, меди, железа,  технически усовершеноствовали работу мельниц и лесопилок.

Сидящая фигура в памятнике – образное воплощение отца, Ефима Черепанова, а стоящая – сына Мирона.

В поднятой руке у Мирона Черепанова когда-то был циркуль, утерянный так давно, что многие и не знают о его существовании

Черты лица Черепановых портретны – по совету инженера, исследователя работ механиков Черепановых Виктора Васильевича Данилевского скульптор Алексей Семенович Кондратьев  использовал живописные портреты работы неизвестного художника, которые хранятся в Государственном Эрмитаже.

Решение об установке памятника было принято  еще в августе 1945 года Постановлением Советом Народных Комиссаров СССР.

В феврале 1950 года в Нижнетагильском краеведческом музее  был выставлен на народное обсуждение макет памятника Черепановым.

Первоначально памятник Черепановым планировалось установить на Привокзальной площади. Был даже заложен  и торжественно открыт в 1953 году «закладной камень», но памятник установили все же на только что к этому времени организованной Театральной площади. Истинные  причины переноса строительства памятника не известны. Открылся памятник через 11 лет после решения об его установке, 4 ноября 1956 года.

Скульптором была взята за основу композиция памятника Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому в Москве работы русского скульптора – монументалиста  И.П. Мартоса (1818 г.)

Столичные авторы памятника московский скульптор Алексей Семенович Кондратьев  и архитектор Александр Васильевич Сотников позднее работали вместе также над созданием  памятника С.М. Кирову в Пятигорске в 1959 году.

За 50 лет существования памятник многое потерял во внешнем облике: был утерян циркуль – размер, сильно загрязнилась скульптура, по швам постамента вырос мох. Памятник реставрирован в 2006 году санкт-петербургской фирмой «Вильерми». К сожалению, при реставрационных работах внешний вид постамента изменился – подрядчики не стали стягивать разошедшиеся монолиты красного карельского  гранита, а просто заполнили швы мастикой и закрыли эти места гранитными плиточками, крестообразно визуально разделив блоки.

Скульптурная композиция приведена в порядок фирмой «Тагильское литье» (директор А.Н. Бурмистров).

Интересно, что 1 августа 2013 года в Москве был открыт памятник «Создателям российских железных дорог» у Казанского вокзала и в его композиции есть фигуры механиков Черепановых среди образов знаменитых деятелей железнодорожной отрасли России XIX века

Монумент признан памятником монументального искусства федерального значения в 1967 году, охраняется государством.

В 2016 году памятник передан Нижнетагильскому музею изобразительных искусств.

читать дальше