свернуть

Огонь – главная стихия Нижнего Тагила, рожденного в пламени доменных печей. Профессия металлурга, ставшая для Урала одной из ведущих, была когда-то романтично названа «огненной». Сколько поколений металлургов ушло в прошлое…

Образ сталевара демидовских времен вдохновил тагильского скульптора Андрея Барахвостова на создание скульптуры из старого металла. Автор нашел оригинальное обобщенное решение, словно «собрав» фигуру из пластин железа. Рожденный им монументальный образ представляет сталевара античным героем, Вулканом, Гефестом, повелевающим огнем. Особый художественный прием автора – не заваренные до конца стыки швов.

История сталеварения в России началась в 1870 году в Нижнем Новгороде: была запущена мартеновская печь, названная по фамилии ее изобретателя – француза П.-Э. Мартена. Благодаря возможности использовать для получения высококачественного металла ранее непригодные руды и металлолом, мартеновские печи стали возгораться по всему миру.

На Нижнетагильском заводе первая мартеновская печь вступила в строй весной 1876 года. Большую роль в совершенствовании мартенов сыграли техник М. В. Саканцев и мастер Развин. Если при загрузке печей использовались механизмы, то выпуск металла производился вручную: сталеварам приходилось пробивать летку резаком и ковшом брать на пробу раскаленный металл, поэтому эти инструменты были  на двухметровой ручке. «Люди огня и металла», «огненная профессия», «горячий стаж» – эти образные выражения отражают реальную жизнь сталевара.

В металлургии XXI века мартеновский способ вытеснен кислородно-конвертерным и электроплавкой. Начиная с 1970-х годов мартеновские печи не строятся, а старые закрываются или модернизируются. На старом (демидовском) металлургическом заводе, расположенном в центре города Нижний Тагил, мартеновские печи были закрыты в 1980 году, так как экологический урон от них был выше, чем экономическая необходимость. Мартены Нижнетагильского металлургического комбината горели с 1940 года и были «задуты» в 2009 году...

Ловкие и сильные, сталевары стали героями советской эпохи. Образом мартеновских печей В. Маяковский передает пафос индустриализации: «Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь». О трудовом подвиге в годы Великой Отечественной войне в песне «День Победы» (слова В. Харитонова, муз. Д. Тухманова) рассказано одной строчкой: «Дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей». Обаяние герою одного из самых лиричных кинофильмов того времени «Весна на Заречной улице» (реж. Ф. Миронер и М. Хуциев) придает и его профессия – сталевар.

 Е. Устинова, А. Шемякина

 

 

читать дальше