свернуть

Фигура Ленина – типовая модель московского автора Григория Николаевича Постникова, созданная в 1952 году и разошедшаяся по стране в несколько тысяч экземпляров. Дата установки памятника предположительно относится к 1967 или к 1970 году: две юбилейные даты - 50-летие советской власти и 100-летие со дня рождения В.И. Ленина.

Григорий Николаевич Постников с детства мечтал о двух профессиях - летчика и художника. Но начал он с профессии инженера авиаобеспечения, окончив Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота и в период Великой Отечественной войны обслуживал и восстанавливал авиационную технику. Но уже в 1943 году молодой инженер закончил Мстерское художественное училище, начал заниматься скульптурой, а с 1949 года работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Был привлечен в творческую группу под руководством известного скульптора Евгения Вучетича, которая в 1949 году создала многофигурный горельеф «Клянемся тебе, товарищ Ленин…». В составе группы соавторов получил за эту работу Сталинскую премию I степени 1950 года. Самостоятельную работу по созданию образа вождя начинающий художник мог получить только имея подобные заслуги в области искусства. В 1952 году его принимают с Союз художников. К тому же 1952 году авторы сайтов, посвященных советской Ленинеане, относят и создание тиражной модели для памятника вождю.

И все же мечта о полете реализовалась - космической теме Григорий Постников посвятил многие годы своего творчества. Художник был дружен со всеми космонавтами  1960-1970-х гг., создал скульптурные портреты Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова и др. Известны его динамичные композиции "Эра космоса", "К звездам", самая знаменитая его работа на эту тему - «В космос» была напечатана на советской марке 1962 года.

Первоначально фигура вождя Памятника В.И. Ленину у Машиностроительного техникума в Дзержинском районе была создана из бетона и установлена на другом постаменте. В 1980 году Владимир Ильич Павленко и Леонид Смоляк создали по бетону медную выколотку, оставив бетонную скульптуру внутри. Это один из немногих памятников с медной выколоткой в Нижнем Тагиле, а всего в городе - четыре памятника, созданных в данной технологии. Интересно отметить, что сама технология медной выколотки известна давно, она обширно применялась еще с XIX века в царской России, затем во времена советской власти, особенно после запрета на бронзовые отливки из-за того, что бронза после войны начала считаться стратегическим материалом. Долгое время только в столичных городах и только по особому решению создавались памятники из бронзы. Чаще всего они были посвящены Ленину, деятелям революции и пролетарским писателям. Именно в этот период художники вынужденно начинают активно использовать в монументальной скульптуре бетон. Медная выколотка на тагильских памятниках создана именно по бетону. В разрез с традиционной технологией, по которой отколоченый по бетонному основанию лист меди снимают, скрепляют с другими элементами и вся фигура крепится изнутри на металлический каркас, в тагильских памятниках бетонную основу оставляли в качестве каркаса, что облегчало техническую работу по созданию монумента.

Постамент был преобразован и облицован красным гранитом в 1987 году - тогда в предверии 70-летнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции, который широко праздновался по всей стране, тагильская Архитектурно-проектная мастерская под руководством Григория Григорьевича Пономарчука разработала проект благоустройства всей прилегающей к памятнику территории. Проект был осуществлен силами Уралвагонзавода в том же 1987 году, и с тех пор этот год масштабного преобразования площади и памятника ошибочно стали считать датой установки памятника.

А. Шемякина

 

 

 

 

 

 

читать дальше