свернуть

Работа над проектом памятника заводчику Николаю Никитовичу Демидову (1773-1828) началась с 1998 года, и выполнялась совместно тагильчанами - скульптором Олегом Васильевичем и архитектором Михаилом Васильевичем Подольскими. Тогда же Международным Демидовским Фондом была утверждена концепция памятника. Но открыт памятник был лишь 8 октября 2007 года – в день выпуска первого металла  Выйским медеплавильным заводом в 1722 году, который и считается Днем рождения Заводского поселка. 

Памятник Н.Н. Демидову возведен в ознаменование заслуг знаменитого мецената, заводчика, дворянина, дипломата, прогрессивного деятеля России первой половины XIX века, с целью установления справедливости по отношению к его личности.

Памятник Н.Н. Демидову французского скульптора Ф.-Ж. Бозио некогда стоял в Нижнем Тагиле, но был разобран и вывезен белогвардейцами при отступлении.

Место установки нового памятника Демидову -  Комсомольский сквер. Скульптурный портрет памятника Н.Н.Демидову скульптор Олег Васильевич Подольский создавал по прижизненным портретам, созданными  знаменитыми скульпторами -  итальянцем Антонио Кановой (1757-1822),  французом  Франсуа-Жозефом Бозио (1768-1845) и датчанином Бертелем Торвальдсеном (1770-1844). Но основой стала копия с работы последнего художника, выполненная итальянским скульптором Адамо Тадолини (1788-1868) и хранящаяся в коллекции Музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Государственный деятель Н.Н.Демидов представлен в зрелом возрасте, в период своих ярких свершений. Изображен в парадном мундире с высоким воротом, в накинутой на правое плечо тогой, что подчеркивает его значимость и отсылает зрителей к классическим традициям официального портрета. На груди орденская лента, медали и главная награда -  Орден св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест) - высшей правитиельственной наградой при императоре Павле I он был удостоен в 1799 при назначении командором ордена. Рыцарский Мальтийский орден появился в Российской империи после захвата Наполеоном Мальты в 1798 году, когда российский император Павел I предоставил его членам убежище в Санкт-Петербурге. Восемь концов звезды ордена обозначали восемь рыцарских заветов (добродетелей) - веры, милосердия, правды, справедливости, безгрешия, смирения, искренности, терпения.

В своей трактовке бюст сознательно лишен монументальности, задуман в динамичном трехчетвертном повороте головы с небольшим наклоном, и решен не как статичная фронтальная фигура, а как живой образ неоднозначной сложной исторической личности.  Камерный портрет отлит из бронзы высотой 170 см., что равняется четырем натурам. Данное решение позволило автору сделать образ, приближенный к зрителю и истории.

Монумент задуман как камерный парковый памятник. Высота постамента красного гранита  4 м. Постамент решен архитектором М. Подольским в виде двухчастной композиции с разными смысловыми нагрузками: две полуколонны символизируют преемственность  двух времен, двух веков. Ордера смещены по центральной оси: правая полуколонна - половина дорического ордера, отсылает к классицизму XIX столетия,  левая - в виде современного конструктивного архитектурного ордера, с горизонтальной раскреповкой на четыре равные части. База  пьедестальной композиции - четыре цельноблочных гранитных камня, образующих усеченную пирамиду.

Скульптор и архитектор Олег и Михаил Подольские – родные братья. Это их единственный осуществленный совместный проект, но кроме того, они создали совместный проект фонтана–каскада со скульптурным наполнением «Реки Урала» для парка им. А.П. Бондина, который, к сожалению, не был осуществлен.

Памятник сооружался при курировании и непосредственном участии сотрудников Нижнетагильского музея изобразительных искусств.

О памятнике можно прочитать здесь: http://historyntagil.ru/culture/10_p_015.htm ; http://historyntagil.ru/culture/10_p_020.htm

М. Подольский, при участии Е. Ильиной, А. Шемякиной

 

 

читать дальше