свернуть

Памятник железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, создан в год 100-летия железной дороги сообщением Пермь – Екатеринбург. Первые предложения по строительству уральской железной дороге появились в 1868 году. В 1870-е годы производилось отчуждение земель, снос строений, вырубка леса, устройство временных дорог, постройка телеграфа, сооружение мостов, а в октябре 1878 года открыто движение по Уральской Горнозаводской дороге на участке Пермь — Камасино (Чусовская) — Нижний Тагил — Екатеринбург, которое было общей  протяженностью 669 верст.

В военные годы железнодорожники обеспечили подготовку и проведение более 50 стратегических и наступательных операций. Успеху этих операций способствовала своевременная доставка из глубины страны боеприпасов, горючего, продовольствия и других средств. Успеху способствовало то, что в СССР в этот период достаточно быстро и эффективно перенастроена работа железной дороги на военный лад. 

В символическом решении рельса – стелы раскрывается героическая эпопея фронта и тыла: пять пилонов – шпал символизируют пять лет войны, в горизонтальной стеле в виде символического изображения рельса раскрывается основная эпопея героического подвига железнодорожников в годы войны. Внутренняя часть построения решается тремя сферическими линиями, заключающими в себе идею единения тыла и фронта. Центральным связующим звеном в них является фигура машиниста – железнодорожника.

Даже расположение памятника относительно сторон света играет, как это часто бывает у Анатолия Неверова, немаловажную роль. Обращение рельефа на запад имеет отдельные преимущества – освещение лучами заходящего солнца, багровые оттенки заката создают интересный эффект, еще более раскрывающий и подчёркивающий свойств меди и аллюминия.

читать дальше