свернуть

Памятник железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, создан в год 100-летия железной дороги сообщением Пермь – Екатеринбург.

Первые предложения по строительству уральской железной дороге появились в 1868 году. В 1870-е годы производилось отчуждение земель, снос строений, вырубка леса, устройство временных дорог, постройка телеграфа, сооружение мостов, а в октябре 1878 года открыто движение по Уральской Горнозаводской дороге на участке Пермь — Камасино (Чусовская) — Нижний Тагил — Екатеринбург, общей  протяженностью 669 верст.

В военные годы железнодорожники обеспечили подготовку и проведение более 50 стратегических и наступательных операций. Успеху этих операций способствовала своевременная доставка из глубины страны боеприпасов, горючего, продовольствия и других средств. В немалой степени это обясняется тем, что работа железной дороги на военный лад в СССР была перенастроена с началом войны достаточно быстро и эффективно. 

Автором памятника стал тагильский скульптор Анатолий Глебович Неверов. В символическом решении стелы-рельса раскрывается героическая эпопея фронта и тыла: пять пилонов-шпал символизируют пять лет войны, в горизонтальной стеле в виде символического изображения рельса разворачивается действо - тяжкий труд в годы войны советских людей, железнодорожников в годы войны. Внутренняя часть построения решается тремя сферическими линиями, заключающими в себе идею единения тыла и фронта. Центральным связующим звеном в них является фигура машиниста-железнодорожника. Автор, сам испытвший тяготы войны в детстве, сознательно словно "сплющивает" людские фигуры между двумя направляющими рельсы, но делая их приземистыми, пластикой лепки делая их приземистыми и крепкими. Стела установлена на широком ступнчатом постаменте. Рядом - высокая, уходящая в небо стела с именами погибших железнодорожников и надписью "Вечный неоплатный долг живых погибшим", отлитых на пластинах алюминия. 

Художник А.Г. Неверов использует в пластическом решении высокий тип рельефа - горельеф, выполняет его из бетона, который сверху облицован методом выколотки листами патинированной меди. Шпалы облицованы алюминием. 

Даже расположение памятника относительно сторон света играет, как это часто бывает у Анатолия Неверова, немаловажную роль. Обращение рельефа на запад имеет отдельные преимущества – освещение лучами заходящего солнца, багровые оттенки заката создают интересный эффект, еще более раскрывающий и подчёркивающий свойства меди и аллюминия.

Е. Устинова, А. Шемякина, Е. Ильина

читать дальше