свернуть

 1918 год начался тревожно. В конце мая – начале июня на Урале, Поволжье и Сибири вспыхнул мятеж Чехословацкого корпуса. После падения 25 июля 1918 года Екатеринбурга центр формирования новых отрядов для Красной армии переместился в Нижний Тагил.

В начале XX века превосходство в численности конного войска были залогом побед на полях сражений, поэтому формирование кавалерийских частей в Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) было первостепенной задачей с первых дней Советской власти. Созданию сильной кавалерии содействовал председатель Реввоенсовета Советской республики Л.Д. Троцкий, провозгласивший лозунг: «Пролетарии, на коней!».

В августе и сентябре в Нижнем Тагиле было сформировано нескольких пехотных батальонов и около десяти маршевых рот: Нижнетагильский и Нижнесалдинский кавалерийские эскадроны, Вернесалдинская конноразведывательная команда, кавалерийский эскадрон отдельного Висимо-Шайтанского эскадрона, конный взвод горняков, ставший затем конной разведкой 3 Горного полка, команда конных разведчиков 2 Невьянского батальона., конный отряд Нижнетагильского железнодорожного батальона.

26 июля 1918 года Совнарком РСФСР подписал декрет «О введении военно-конской повинности», которым был упорядочен набор лошадей. Только в течение 1919 года было приобретено около 100 тысяч лошадей.

В гражданской войне на стороне красных действовали 17 полевых и 2 конных армии общей численностью 5 млн. человек. Но в памяти народной сохранилась прежде всего 30-тысячная Первая Конная армия под командованием С. Буденного. О ней написано множество книг, в ее честь слагались песни, ее героическая борьба послужила темой кинофильмов, пьес, картин и монументальной скульптуры. Она стала легендой гражданской войны и определила ее символику, прежде всего;

- драгунской шашки - популярному в 19-20 веках виду холодного оружия, со слегка изогнутым клинком длиною до 90 см и весом не более 1 кг;

- будёновки - головной убор из сукна. По приказу Народного комиссариата по военным делам РСФСР от 7 мая 1918 года был объявил конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА, в котором приняли участие известные русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев и другие. 18 декабря 1918 года на основании представленных на конкурс работ был утвержден в качестве зимнего головного убора суконный шлем, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей — часть доспехов былинных русских богатырей, за что в первое время получил название «богатырка», а также по именам военачальников, под командованием которых находились первые из частей, в которые поступило новое обмундирование — М. В. Фрунзе («фрунзевка») и С. М. Будённого («будёновка»). Позже было введено ношение на головных уборах металлического значка в виде пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом, а еще позже были установлены шесть цветов сукна для нашивной звезды для различия родов войск. Различные модели будёновки использовались до начала 1940-х годов, когда её окончательно заменили фуражки, пилотки и зимние шапки-ушанки.

Памятная доска, посвященная формированию кавалерийских частей Красной Армии, размещена на здании когда-то принадлежавшем  Арсению Лошкареву – крупному  бакалейному торговцу и держателю своего торгового дома «Лошкарев и К0». В доме Лошкарева располагалось до революции два магазина – бакалейный и хозяйственных товаров. В 1918 году дом «классового врага купца Лошкарева» был новой властью реквизирован. В 1960-е в честь этого события на здании по ул. Ленина, 17 установлена памятная доска. Автор памятной доски для создания образа гражданской войны к контррельефному изображению символов буденовки и драгунской шашки добавил изображение банта. Считается, что розетка, бант и знамя красного цвета, как символы революции, были позаимствованы из Великой Французской революции. Восприятие красного цвета, как знака возрождения, было известно у многих народов с древнейших времен и, скорее всего, кусочки кумача стали знаками Новой жизни, где Свобода, Равенство и Братство людей были нормой, а не мечтой. В ходе Февральской революции солдаты и рабочие, которые поддерживали новую власть, прикрепляли кумачовые банты и розетки на грудь, околыши на головные уборы и повязки на руку. На протяжении советского времени банты оставались обязательным атрибутом праздничных демонстраций 7 ноября и 1 мая.

Е. Устинова

читать дальше