свернуть

Строительство Нижнетагильского драматического театра, который распахнул свои двери в 1955 году, велось в начале 1950-х годов. Здание театра исполнено в рамках сталинского ампира, который господствовал в архитектуре в момент проектирования театра и его скульптурного убранства.   Осенью-зимой 1954 года фронтон театра увенчали три декоративные скульптуры, изготовленные в Москве группой скульпторов под общим руководством Евгения Викторовича Вучетича, Лауреат Сталинской премии, автор самых известных памятников Воину-освободителю в Трептов-парке Берлина (1947) и гигантской скульптурной композиции Мамаева кургана в Волгограде "Родина -Мать зовет" (1968), ставшей одним из символов Победы. Работы автора и скульпторов его мастерской отличал ярко выраженный академизм, присущий послевоенному периоду советского государства.

Первоначально скульптуру предполагалось установить перед Драматическим театром на боковых постаментах, фланкирующих центральную лестницу. Проект театра был опубликован в газете "Тагильский рабочий" в начале 1950-х годов. Существует легенда о том, что данное решение показалось не верным тагилському скульптору, в прошлом ленинградцу Михаилу Павловичу Крамскому, предложившему разработать новый вариант фасада, который был и утвержден у Главного архитектора города В.И. Бута. В любом случае - фасад был изменен и в лучшую сторону.  К этому времени заказ на скульптуру уже был сделан в мастерскую Е.В. Вучетича. В проекте М.П. Крамского была заложена мысль о размещении фигур не  внизу, а на  углах фронтона. И, вероятно, тогда для соразмерности возникла мысль о заказе третьей фигуры на вершину фронтона. Лира, которая первоначально должна была быть на коньке здания, была выполнена Крамским и размещена в тимпан на ярус ниже в арочный проем, дополнена масками Комедии и трагедии. Крамской же предложил и введение "уралського колорита" в пластическое оформление здания - так по бокам лиры возникли две ниши с изображением каменного цветка.  

По задумке архитектора театра ленинградца Александра Владимировича Тарасенко главная идея декоративного убранства здания театра должна быть выражена лозунгом "Искуссство принадлежит народу". Скульптура на фронтоне театра соответсвует этому призыву. Композиция из  состоит из трех аллегорических фигур: две сидящие женская и мужчская фигуры справа и слева олицетворяют Науку и Труд, стоящая на коньке женская фигура выступает символом объединяющего все Искусства.  Главенствующий метод социалистического реализма сказался не только в повышенной реалистичности образов, но и в одежде фигур Труда и Науки, соответствующей моде начала 1950-х годов. Романтические веяния и понимание необходимости создания образов больше аллегорических, чем современных, сказалось в детялях - более удлиненном подоле женского платья и развивающимся шарфе фигуры Науки,  ассоциирующимися с античным одеянием - дань приверженности академическому направлению в искусстве. Центральная фигура компзиции - Искусство - облачена в античные одежды, в руках - древнегерческая лира. Так заданная идея прославления современности оказалась не полностью выдержанной авторами.  Любопытно - фигура Науки обута в модные по тем временам туфельки с бантиком. Эта интересная деталь выяснилась, когда скульптуры были демонтированы с фронтона драмтеатра в ходе реставрационных работ. Факт изображения бантика на туфельке подтверждает то, что первоначально скульптуры должны были быть установлены внизу, а не на фронтоне.

Все три скульптуры пришли по железной дороге из Москвы разобраными в ящиках, собрать их наверху не представлялось возможным. Поэтому скульптуры собирали на земле, а потом поднимали на крышу при помощи специально созданных приспособлений, так как подъемных кранов такой высотности и грузоподъемности еще не было. 

Все дополнительные декоративные элементы Драматического театра были выполнены тагилськими скульпторами, студентами и недавними выпускниками Уральского художественно-промышленного училища - молодым скульптором А.Я. Кауровым, педагогом Е.Н. Плугиной. Многие студенты проходили здесь практику. 

За более, чем 50-летнюю историю существования скульптур они пришли в аварийное состояние. Из-за неправильно проводимых ремонтов и одновлений был нарушен дренаж, бетон и арматура, из которых фигуры созданы, начали разрушаться, что повлекло и частичную потерю деталей скульптур. В 2007 году по решеню Главы города Николая Наумовича Диденко и при активном  содействии Нижнетагильского музея изобразительных искусств, скульптуры драмтеатра были демонтированы с крыши, полностью отреставрированы (утраченые детали воссозданы), и сами скульптуры послужили рабочей моделью для перевода их в металл силумин. Эти работы были проведены фирмой "Тагильское литье" (директор Александр Бурмистров), и это позволило их сделать не только прочными и износосстойкими, но и облегчило саму конструкцию на тесколько тонн. 

Известно, что здание было построено в кратчайшие сроки и в строительстве принимали участие заключенные Тагиллага. В марте 2005 года во время ремонтных работ на одном из перекрытий было обнаружено послание строителей потомкам — металлическая плакетка с текстом: «Эта надпись замурована 15 марта 1954 года не под гром оркестров и шум толпы, но она расскажет потомству, что этот театр построен не силами комсомольских бригад, как об этом будут утверждать летописи, а создан на крови и костях заключенных — рабов ХХ столетия. Привет грядущему поколению, и пусть ваша жизнь и ваша эпоха не знает рабства и унижения человека человеком. С приветом заключенные И. А. Кожин, В. Г. Шарипов, Ю. Н. Нигматулин». 

О скульптуре Драматического театра можно прочтитать здесьhttps://otvet.mail.ru/question/194662128

 А. Шемякина, корректировка Е. Ильина

 

читать дальше