Мало кто сейчас помнит как расшифровывается аббревиатура ВЖР, а ведь буквально два десятилетия назад ни для кого это не было сложностью – Высокогорский железный рудник, на котором работали многие потомственные семьи горняков-тагильчан.Возник Рукдник на месте знаменитого железнорудного месторождения горы Высокой – главной «кормилицы» не только нижнетагильских, но и других заводов Демидовых.
Памятник рабочим Высокогорского железного рудника стал первым в Нижнем Тагиле мемориалом, посвященный погибшим в Великой Отечественной войне тагильчанам. Второе нынешнее название памятника - Мемориал горнякам.
Открытие памятника произошло в год 20-летия Победы - в 1965 году. Именно с этого 1965 года День Победы стал государственным праздником. С этого же времени в городах и селах страны начинают массово устанавливаться и открываться памятники, посвященные памяти павших в этой войне. После открытия памятника в городе и пригороде было воздвигнуто еще 13 памятников, посвященных солдатам Великой Отечественной войны.
Памятник был установлен на площади перед Рудоуправлением и прекрасно организовал пространство улицы Фрунзе, одной из главных артерий города, ранее носящей название Максимилиановской и Старый тракт.
Рельеф памятника был выполнен тремя тагильскими скуль пторами - Михаилом Крамским и двумя его учениками по Уральскому училищу прикладного искусства Василием Ушаковым и Юрием Клещевниковым, которым в то время было 47 и по 37 лет соответственно. Памятный рельеф разворачивается перед зрителем словно кинолента, позволяющая соединять разновременные и разнособытийные сцены - рабочий ВЖР провожает на войну своих товарищей, широко шагающая женщина словно вдохновляющая на подвиги и дальше - бой, в котором побеждают и гибнут солдаты. В шести фигурах рельефа скульпторы сумели передать высокий пафос подвига, силу и мощь народа, его непобедимость. Идея проста, ясна и донесена именно так, как должна быть донесена идея подвига - сурово, без лишнего пафоса.
Фигуры низкого рельефа - барельефа, решены обобщенно, крупными плоскостями. Лаконичность решения позволяет сразу "считывать" идею памятника.
Рельеф установлен на невысокой плоской прямоугольной стеле, стоящей на невысоком, но широком постаменте. Рядом - высокий, устремившийся ввысь обелиск, выполненный в виде символического меча из полированного нержавеющего алюминия. На самом верху укреплен отлитый из бронзы Орден Победы. Высота обелиска, символизирующего Победу над фашистской Германией, 13 метров.
С годами на боковом торце рельефной стелы были установлены цифры - 1941-1945. За стелой появились две связанные длинные памятные сталы-плиты с именами погибших горняков. Рядом на площади были установлены два артиллерийских орудия ЗИС-2 и ЗИС-3 калибром 57 и 76 мм., спроектированные в 1940-м году констуркутором В.Г. Грабиным. Орудия не принимали участия в боях, но подобные им оказывали решающее значение в ходе войны.
Вечный огонь на памятнике зажигается с 2005 года, когда к 60-летию Победы руководство Нижнетагильского Высокогорского горнообогатительного комбината (ВГОК) финансировало масштабные работы по его реконструкции. Проведенные планировочные работы архитектора Михаила Подольского позволили перевести рельеф в гранит, убрать лишние конструктивные, появившиеся позднее, элементы. Имена 140 погибших солдат-гоняков выбиты на гранитных плитах, облицовывающих обратную сторону стелы. Одним из важных элементов стал Вечный огонь. Звезду для вечного огня выполнили скульпторы Олег Васильевич и Тимофей Олегович Подольские. Вторая отливка звезды для вечного огня была установлена в том же году на Мемориале солдатам, погибшим от ран в госпиталях Тагила. Перевод рельефа, первоначально отлитого из бетона, в гранит выполнили тагильские скульпторы Владимир Павленко и Александр Иванов при активном консультационном участии искусствоведа Нижнетагильского музея изобразительных искусств и скульпторов, членов Художественного совета Нижнетагильского отделения Союза художников России. Памятник был облицеван черным гранитом.
Е. Ильина, А. Шемякина
2017 год
Фото: В. Бекетов, В. Кулак
Архив: НТМИИ
© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено
Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области