В 1976 году, во время разработки проектов расширения Театральной площади и создания набережной Нижнетагильского пруда творческим коллективом нижнетагильского отделения института «Свердловскгражданпроект» в качестве одной из главных скульптурно-архитектурных форм был предложен к созданию цвето-музыкальный фонтан на стыке набережной и спуска Театральной площади.
Первоначальный вариант разрабатывался руководителем бригады Соломеиной Жанной Ивановной, руководителем группы Дряминой Татьяной Николаевной, архитектором Дмитриевым, конструктором Малыгиным. Фонтан должен был выглядеть как каменный цветок, состоящий из двух рядов друз камней. Внешний ряд, опоясывая центральную внутреннюю друзу, предлагалось выполнить из бетона с отделкой из поделочного натурального камня (гранит, мрамор, змеевик), а центральная друза предлагали изготовить из оргстекла и бетона. Эти стеклянные кристаллы должны были бы подсвечиваться в такт музыке. «Сам же фонтан должен был исполнять музыку Скрябина и Чюрлениса, то есть тех композиторов, которые имели видение музыки в цвете. Постепенно к ним добавились бы современные произведения, переложенные на цветомузыку. Сочетание цвета, света, гидравлики – струй выше – ниже – должно было быть уникальным. И вот под площадью колоссальное сооружение сделано из девяти гидросистем, и под каждой струёй замышлялся авиационный прожектор, а перед ним должен был вытягиваться тот цветовой фильтр, который соответствовал данному звуку в данной музыке», - рассказала о задумке Жанна Ивановна Соломеина.
При исполнении проекта авиационных прожекторов не достали, светофильтров нужных не нашли, пришлось заменять их более простыми. Цвет фильтра не отвечал тому звуку, который задумывался композитором, а просто вращался перед прожектором, и цвет менялся, но уже не по замыслу композитора, а просто по заданному кругу. Струи фонтана не реагировали на музыкальный ритм, поднимаясь то выше, то ниже. А сегодня и этого исполнения нет, мы его не видим и многие не знают, что фонтан цветомузыкальный.
От первоначального варианта скульптурного решения фонтана отказались. Заказ был отдан скульптору Боголюбову Ивану Яковлевичу. Он постарался сделать смысловую перекличку с памятником Черепановым, расположенным выше, на Театральной площади. Так на лепестках сказочного каменного цветка, выполненных в бетоне, появились изображения реальных людей, живших в то далекое время и умножавших славу родного Тагила: тут и Ефим Артамонов со своим велосипедом, и механики Мирон и Ефим Черепановы, гидротехник Клементий Ушков, изобретатель музыкальных дрожек Егор Кузнецов, художник Сидор Дубасников.
Само скульптурное решение многое потеряло за свою более, чем четверть века, историю. Иван Яковлевич Боголюбов с болью говорил о современном состоянии фонтана: не поставленной с самого начала еще одной плите, утрате листьев по краям бассейна и многих мелких недоделках и утратах, которые ухудшали целостное восприятие композиции. Однако, этот фонтан любили тагильчане, к нему приходили молодожены фотографироваться, многие летние праздники проходили под звук его струй. Постепенно он стал одним из самых узнаваемых арт-объектов Нижнего Тагила, его силуэт иногда даже использовался в эмблемах соревнований и фестивалей, а само изображение – одна из «визитных карточек» города.
Осенью 2013 года фонтан получил новое прочтение: его цвето-музыкальная часть была полностью заменена на современное оборудование, а скульптурная часть снесена и выполнена в виде архитектурной композиции из бетона и облицовки природными отделочными материалами.
А. Шемякина
Все фотографии несохранившегося фонтана взяты из открытых источников сети ИНТЕРНЕТ, архивные фото предоставлены музею автором
2021год
© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено
Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства кульртуры Свердловской области