Работы над памятником Жертвам политических репрессий начались в декабре 1992 г. Тогда было определено место установки в пойме реки Тагил и там же заложен закладной камень, около которого стали собираться митинги памяти. Архитектором А.В. Грядовым создан эскизный проект памятника в соавторстве со скульптором И.Я. Боголюбовым.
Идея создания и полностью весь замысел принадлежит И.Я. Боголюбову. В середине 1990-х скульптор начал создание всех деталей памятника в натуральную величину. По его замыслу памятник состоял из огромной стены радиусом 28 метров с тематическими рельефами с одной (лицевой) стороны и шрифтовыми плитами с 3004 фамилиями с обратной стороны. В центре перед стеной должна была располагаться символическая 14-метровая часовня с жертвенником и птицей, закованной в колючую проволоку. Материалом для деталей стены, стен и купола часовни, а также арок входной группы стал бетон, облицованный окалиной. Для создания тематических рельефов, шрифтовых плит с фамилиями погибших и птицы применялся чугун. Крест на часовню отлит из бронзы, а жертвенник под птицу изготовлен из лабрадорита. Осуществляли этот замысел на заводе ЖБИ-1 сам скульптор и его сын, Дмитрий Иванович; и на площадке литейных цехов ВМЗ Владимир Митряев - директор литейной фирмы "Тагильский литейный двор", который отлил тематические рельефы. Рельефы были полностью посвящены теме репрессий в Нижнем Тагиле: центральный, который предполагалось укрепить в стене самой большой арки, представлял собой карту Тагиллага; сцены ареста, расстрела, преследования во время побега. В одном из расстреливаемых заключенных автор изобразил себя, как потом говорил сам Иван Яковлевич, для него работа над памятником стала личной Голгофой.
Время создания растянулось на долгие годы по причине сложностей с финансированием – это были тяжелые 1990-е годы, когда рубль дешевел, началась стремительная инфляция. Планировать финансы в таких условиях было бессмысленно – заложенных в бюджет денег на деле катастрофически не хватало. Со стабилизацией экономической ситуации продолжились и работы по созданию монумента, но силы скульптора были уже подорваны. За эти годы он перенес три инсульта, последний принес ему инвалидность и художник уже больше не мог продолжать работу, а вскоре умер. Но еще при жизни он успел согласовать перенос места установки памятника на территорию Кургана Памяти в Дзержинский район с территории поймы реки Тагил (парк Народный) в связи с изменением концепции застройки. С новым местом появилась и новое архитектурно-художественное и скульптурное решение монумента. Было решено отказаться от сооружения часовни по причине многоконфессиональности репрессированных. Ведь там были не только православные, но и мусульмане, иудеи, а в основном – атеисты. Поэтому Иван Яковлевич вместе с Дмитрием Ивановичем предложили новый вариант центральной композиции: два пилона сложной конфигурации стоящие напротив друг друга, образовывали пустое пространство в виде креста, в центре которого размещался переплетенный колючей проволокой голубь.
Проект до сих пор не реализован по разным причинам.
А. Шемякина
2021год
Фото: архив отдела городской скульптуры НТМИИ
© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено
Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области