Скульптурный портрет В.И. Ленина был выполнен московским художником Григорием Николаевичем Постниковым в 1952 году и стал типовой моделью, разошедшейся по стране в большом количестве - как утверждают некоторые источники в нескольких тысяч экземпляров. Дата установки памятника предположительно может относиться к двум юбилейным датам - 1967 году (50-летие Советской власти) или к 1970 году (100-летие со дня рождения В.И. Ленина).
Григорий Постников с детства мечтал о двух профессиях - летчика и художника. Начал он с профессии инженера авиаобеспечения, окончив Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота и в начале Великой Отечественной войны обслуживал авиационную технику. В 1943 году учился в Мстерском художественном училище, после начал заниматься скульптурой и был привлечен для создания многофигурного горельефа "Клянемся тебе, товарищ Ленин..." в творческую группу под руководством известного скульптора Е. Вучетича, который был удостоен Сталинской (Государственной) премии I степени 1950 года. Это позволило начинающему художнику получть право на самостоятельную работу по созданию образа вождя. В 1952 году был принят в Союз художников России.
Первоначально скульптура была отлита из бетона и установлена на другом постаменте.
В 1980 году тагильский скульптор Владимир Ильич Павленко и Леонид Смоляк выполнили по бетону медную выколотку. Это один из четырех памятников Тагила, выполненных в технологии медной выколотки по бетону (кроме этого объекта еще памятник "Первым комсомольцам Н.Тагила", памятник "Работникам ВМЗ", памятник "Погибшим железнодорожникам" ). Интересно отметить - технология медной выколотки известна давно, она обширно применялась с XIX века в царской России, затем во времена советской власти, особенно после запрета на бронзовые отливки из-за того, что бронза стала считаться стратегическим материалом. Долгое время только в столичных городах и только по особому решению создавались памятники из бронзы. Чаще всего они были посвящены В.И. Ленину, деятелям революции и пролетарским писателям. Именно в этот период художники вынужденно начинают активно использовать в монументальной скульптуре бетон, по которому делали выколотку из метлла. В тагильских памятниках, в разрез с традиционной технологией, по которой отколоченый по бетонному основанию лист металл снимают и скрепляют с другими элементами, крепя фигуру изнутри на металлический каркас, бетонную основу оставляли в качестве каркаса, что облегчало техническую работу при создании монумента.
Постамент был преобразован и облицован красным гранитом в 1987 году. Тагильская Архитектурно-проектная мастерская под руководством Григория Григорьевича Пономарчука разработала проект благоустройства всей прилегающей к памятнику территории. Проект был осуществлен силами Уралвагонзавода и с тех пор этот год масштабного преобразования площади ошибочно считали датой установки памятника.
А. Шемякина, Е. Ильина, Е. Устинова
2017 год
Фото: В. Бекетов
Архив: музей УВЗ
© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено
Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области