Здание Дворца культуры НТМЗ – одно из первых общественных зданий, наравне со зданием драматического театра и ДК УВЗ, построенное в стиле «сталинского ампира», идеологическая программа которого воспевала «созидательный труд на благо Родине», «счастливая жизнь и изобилие народа, победившего фашизм». Одной и причин возникновения стиля ампир в советском задчестве была идеологическая задача - архитектурное воплощение сильного государства. Для подобных целей классицизм в сочетании с ордерной архитектурой подходят больше всего: симметрия, порядок, богатая отделка.
Дворец культуры был богато оформлен скульптурными элемнтами - круглой скульптурой и декоративными элементами в оформлении фасадов и интерьера. Нижнетагильский металлургический завод (ныне Нижнетагильский металлургический комбинат в системе ЕВРАЗ-холдинга) принимал участие в строительстве Дворца культуры. Об этом говорит аббревиатура НТМЗ (Нижнетагильский металлургический завод) включенная в коринфские капители колонн главного портика Дворца.
Авторству Габриэль (Габриэлла) Николаевны Белоярцевой-Вайсберг (1909-1998) в Нижнем Тагиле принадлежат две скульптуры у входа во Дворец культуры металлургического комбината – «Сталевар» и «Доменщик». Эти скульптуры - собирательный образ. Моделями служили работники НТМК мастер доменного цеха Валерий Крючков и сталевар мартеновского цеха Виктор Есин. Для проработки лица сталевара автор обратилась к портрету сына Олега. Олег Леонидович Вайсберг (1935 г.р.) со врменем стал крупным ученым космических исследований Марса, Венеры, кометы Галлея, его имя входит в Топ-100 цитируемых российских ученых по космическим исследованиям. Скульптор Г.Н. Вайсберг приехала в Нижний Тагил вместе со своим мужем – Леонидом Эммануиловичем Вайсбергом, который в 1945-1954 годах был назначен директором Нижнетагильского металлургического завода, а до этого был главным инженером металлургического комбината в Новокузнецке.
Особая страница оформления Дворца культуры НТМЗ - декоративное скульптурное убранство фасада. Работа над скульптурным убранством дворца была дебютной для молодого свердловского скульптора Владимира Егоровича Егорова (1927-1990), в будущем известного на Урале художника, автора памятников изобретателю радио А. Попову, разведчику Н. Кузнецову, революционеру И. Малышеву.
Прославление самого труда, людей труда, заводских профессий было главным, прежде всего, по идеологическим причинам: труд - вершина деятельности человека! В рамках метода социалистического реализма художники в прежних формах классицизма искали новые приемы. Поэтому литье чугуна, выплавка металла, работа доменных печей – одна из ведущих тем в декоративном убранстве Дворца. Во фронтоне Дворца культуры доминирует мотив домны, которая смотрится издалека, как факел. С горящим факелом ассоциируются «путь в светлое будущее», освещенный им, и с «горящими сердцами пламенных революционеров» (отсылка к горящему сердцу Данко А.М. Горького). Эмблема на ДК НТМК представляет собой сложную трехчастную композицию, зрительно связанную мотивом вьющихся лент. Центральная часть – собственно сама эмблема, которая состоит из полукруглого венка из колосьев и листьев дуба. В центре венка помещено стилизованное изображение домны с наложенной сверху пятиконечной звездой, под домной – картуш, в котором обозначена дата строительства здания – 1952. Левая и правая части композиции – это стилизованное же изображение чугуновозов. В декоративном оформлении дворца хотелось бы отметить и такую любопытную деталь – в капители коринфских колонн вписаны буквы НТМЗ (Нижнетагильский металлургический завод).
Дворец культуры Нижнетагильского металлургического комбината, построенный в 1952 году, отличается не только скульптурами у входа и декоративным фронтоном, а также скульптурой и на крыше дворца. Установить авторство этих двух зеркальных композиций не удалось. По стилю, пластике, проработке деталей – они отличаются от работы Г.Н. Белоярцевой – Вайсберг. Это двухфигурная композиция, представляющая собой стоящего металлурга и сидящую женщину. Женщина сидит вполоборота в длиннополом платье и держит в руке книгу – ее можно считать символом (советская скульптура того времени очень любила символические изображения) учения, образования, творчества. Стоящая фигура металлурга - символ труда, одной рукой он опирается на небольшую колонну, другая держит металлургический инструмент. Формы обобщены, детали мало проработаны, лепка более обобщенная, лапидарная. На металлурге традиционная суконка, но куртка распахнута на груди, обнажая красивый мускулистый торс.
Есть предположение, что авторство может принадлежать М.П. Крамскому, так как именно он создавал скульптурное убранство в интерьерах дворце культуры. Но документов, подтверждающих это предположение, пока найти не удалось. Эти работы могут быть также и произведениями других авторов. Например, нижнетагильский архитектор Т.Н. Дрямина упоминала, что над скульптурами дворца работал А.С. Гилев. Хотя здесь надо отметить, что может создаваться путаница: два дворца в Тагилстроевском районе - НТМК и Горняков на Руднике им. III Интернационала – строились и вводились в эксплуатацию практически друг за другом. Вполне возможно, что эти два события наложились друг на друга в памяти, так как скульптуры Дворца Горняков создавал именно А.С. Гилев. Авторство скульптур на крыше ДК НТМК останется не уточненным. Но они от этого не становятся менее интересными и привлекательными.
В 1959 году в городе Дзержинске Нижегородской области по этому проекту В.В. Емельянова также был построен дворец культуры. Химиков. Но он уже не имеет такого красивого скульптурного убранства и украшения фасада. Все проще и сдержаннее, так как в 1955 году выходит Постановление о «борьбе с излишествами» в архитектуре. На фронтоне дворца в Дзержинске, если судить по фотографиям, не так давно появилась аббревиатура ДКХ, означающая Дворец культуры химиков. Опять же эти фотографии говорят о том, что аббревиатура носит временный характер, так как буквы имеют разный шрифт на разных изображениях
А. Шемякина
2018, декабрь 2022 года
Фото: В. Бекетов
Видео: М. Агеев
© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено
Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области