свернуть

Осенью 2019 года Нижнетагильский музей изобразительных искусств сделал подарок своим посетителям – в честь 75-летия музея открылся парк скульптуры советского периода. Одной их интересных работ, сегодня вызывающей много вопросов у тех, кто не знает историю семьи Ульяновых,  стала скульптура когда-то так широко распространенная в очень многих городах и селах Советского Союза, а теперь забытая, оставшаяся уже в немногих сохранившихся  экземплярах.

В  Нижнем Тагиле работа была реставрирована музеем изобразительных искусств для парка советской скульптуры. Что же вызывает некоторое недоразумение? Само изображение. Скульптура представляет собой стоящую фигуру маленького мальчика с кудрявой головой, одетого по детской моде последней четверти XIX века, опирающегося правой рукой на стопку книг. Те, кто родились в постсоветский период, недоумевают – что это за мальчик, явно не школьного (не гимназического) возраста, так любит читать, что его запечатлели на долгие годы? Собирательный ли это образ или вполне себе конкретный человек?  Более старшее поколение точно знает, что это портрет маленького Володи Ульянова, выполненный по семейной фотографии 1874 года, где он запечатлен с сестрой Ольгой.  А история создания одной из самых тиражных скульптур советского периода такова.

Во второй половине 1930-х годов в Челябинске жила и работала скульптор Татьяна Васильевна Щелкан – Руденко. Когда-то она закончила Киевскую женскую гимназию, параллельно в 1908–1914 годы обучалась в Киевском художественном училище на скульптурном отделении у Федора Петровича Балавенского. Одна из первых работ Т.В. Щелкан-Руденко – декоративное панно «Молочница» – была размещена на фасаде Крытого рынка в Киеве (1910). В 1911 году она впервые представила на выставку художниц Киева композиции «Катерина в изгнании» и «Катерина встречает москаля» (по произведениям Тараса Шевченко). Училась Татьяна Васильевна и в Петрограде, потом работала в Туле, но к 1930-м годам судьба занесла ее в Челябинск, где она преподавала  рисунок и лепку в студии Дома художественного воспитания детей, на базе которой была создана изостудия Дворца пионеров. В Челябинске художница выполнила серию портретов стахановцев, для детского сада станкостроительного завода создала цикл скульптур на тему «Материнство», для здания железнодорожного вокзала – фигуры кариатид. Но самым известным произведением стала работа «Ленин в детстве» (1936), которую мы знаем также  под названием «Маленький Володя Ульянов».

При участии московского искусствоведа Бориса Александровича  Бессарабова статуя была отправлена в Москву, где художественный совет в составе Веры Игнатьевны Мухиной, Ивана Дмитриевича Шадра, Зиновия Моисеевича Виленского, Георгия Ивановича Мотовилова предложил включить мраморную скульптуру в постоянную экспозицию Центрального музея В.И.Ленина и организовать ее массовое производство. По заказу Центрального музея Татьяна Васильевна  продолжила работу над образом вождя и создала скульптуры: «Ленин-гимназист 11 лет» (1938), «Ленин-студент» (1941), «Ленин в Алакаевке» (1942). Массовое производство скульптуры превысило все мыслимые нормы. Из-за небольшого размера скульптуры, ее можно было выставлять как в экстерьере, так и в интерьере. В городах и селах нашей страны можно было увидеть до десятка подобных работ: в школах и пришкольных участках, во Дворцах культуры и Дворцах пионеров, в садах и скверах. Только в Нижнем Тагиле известно около десятка, некоторые из них исчезли совсем недавно. Многие помнят такого маленького Ильича в больничном скверике инфекционной больницы, возле детской больницы на ул. Кузнецкого, возле школ № 23 и 18 (последняя сохранилась благодаря тому, что ее поместили внутрь, в фойе), еще парочка работ были на Вагонке (в Пионерском сквере и возле ДК им. Окунева); многие помнят подобные фигуры во дворах жилых домов сталинской эпохи.

Работа, размещенная нынче в парке музея и вошедшая в экспозицию по открытым небом скульптуры советского периода, была передана городской станцией юных туристов «Полюс», когда и как она туда попала – пока не удалось установить. Практически полностью у скульптуры отсутствовало лицо, и реставратор Владимир Бекетов восстанавливал его по образцу, сохранившемуся в гимназии № 18. Но и в этом случае не обошлось без сложностей. Казалось бы – работы идентичны, созданы с одного и того же оригинала, но их история, место и время бытования различались, и сегодня скульптуры по-разному сохранились. Фигуру Володи Ульянова в гимназии № 18 постоянно подновляли, красили масляной краской, «замыливая» рельеф. Из-за этого многие мелкие детали не прочитывались, упускались глазом, а лицо стало плохо узнаваемым. Реставратору пришлось делать двойную работу: он сначала расчистил от наслоений и отреставрировал лицо мальчика со скульптуры в гимназии, а потом снял с него форму и воссоздал лицо у музейной фигуры. Кроме этой сложной и кропотливой работы были еще докомпановка мелких утрат в работе, расчистка от наслоений, грязи, грибков и плесени, пропитка гидрофобными веществами и окончательная тонировка скульптуры. Летом 2019 года она заняла свое новое, надеемся окончательное место на постаменте в парке советской скульптуры Музея изобразительных искусств.

А. Шемякина

2020 год

 Фото: А. Шемякина, В. Бекетов

Архив: https://ulpressa.ru/2020/01/25/%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8B-%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%B2-%D0%B4%D0%B5%D1%82/ 

© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено

Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области

читать дальше