Абстрактная скульптура – явление крайне редкое в провинции. В Нижнем Тагиле есть только одна работа авторства Владимира Наседкина. Называется она «Тагильскому металлу». Подобное произведение сложно воспринимается обывателями, работая на ассоциации и обращаясь, прежде всего, к подсознанию человека. Еще в начале ХХ века пресытившиеся обыденностью и идеально выверенной правильностью форм, художники начинают обращаться к абстракции – то есть, к принципиально новому подходу восприятия действительности. Ведь что такое абстракция? Это нивелирование формы, отказ от реалистического изображения, работа на вызов неизвестных чувств при виде нестандартных форм. Абстракция не привязана к эпохе, стилю, окружающей среде. Она идеально впишется и в классический пейзаж и в интерьер в силе лофт или хай-тек, но при этом поддерживает загадочную атмосферу именно своей необычной формой выражения и разрушением стереотипов. Скульптор, таким образом, исходит не из реалистического требования верности пропорциям реального мира, но подчиняет свое творчество сугубо пластическим принципам. «Абстрактное пластическое произведение - не только осязаемый в прямом смысле результат творческого процесса. Оно включает в себя помимо конечного объекта, все-таки некоего предмета, еще и сам процесс творения, подчас превращающийся в самоцель, а также название-тему, либо поясняющее, что имел в виду художник, либо дающее полную свободу зрительскому восприятию и предполагающее своеобразное сотворчество. В подобном случае последнее (сотворчество) тоже является одной из составляющих абстрактного наравне с художественной деятельностью. Коротко говоря, абстрактная скульптура состоит из двух компонентов: материального - предмет и нематериального - идея. То есть это своего рода симбиоз реального и отвлеченного, в котором реальное тяготеет к иллюзорности, к растворению, а умозрительное - к обретению плоти, видимого эквивалента»[1].
Произведение Владимира Наседкина «Тагильскому металлу», созданное в 2001 году в год празднования 300-летия российской металлургии в рамках выставки Современного искусства, проводившейся Музеем искусств, и поныне вызывает много недоумения, удивления и некоего непонимания. Действительно, просто прямоугольная тумба, прорезанная продольными полосами металлических листов и имеющая пять поперечных перекладин, установленная напротия Музея изобразительных искусств, заставляет встать и задуматься – А ЧТО ЗДЕСЬ ИЗОБРАЖЕНО? К чему стремился автор, что хотел сказать, передать, выразить?
Только если подойти к работе близко, обойти ее несколько раз, посмотреть со всех ракурсов, отметить и толщину примененного металла и брутальность крепежных болтов, почувствовать четкий ритм вертикальных элементов, переданный в произведении и красоту и четкость конструкции – вот тогда … Тогда в этих ритмах, формах, цвете и брутальности можно почувствовать и литье металла, и размеренную выверенность металлургических процессов, можно услышать звуки – лязг, грохот, стук, шипение… Четкость конвейера и страшная огражденная свобода горячей стали – все здесь есть, все тут - надо только прочувствовать. При таком постепенном восприятии арт-объекта он захватывает полностью, дает простор фантазии, апеллирует к каким-то скрытым ассоциациям и параллелям.
Владимир Наседкин – российский художник, автор современного искусства, работает в графике и в скульптуре, создает арт-объекты, иллюстрации, участвует в ваставках мирового масштаба. До 1998 года он жил в Нижнем Тагиле, теперь живет и работает в Москве.
А. Шемякина
Июль 2022
Фото: А. Шемякина
Подробнее о творчестве В.Н. Наседкина можно узнать здесь: http://artmnt.ru/artists.php?id=97
_______________________________
[1] Стекольникова М.Б. [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/abstraktsiya-kak-osobaya-oblast-formoobrazovaniya-v-tvorchestve-levona-lazareva
© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено
Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области