свернуть

Пионеры, пионерия, пионерские отряды – все это стало такой далекой историей, что сегодня подрастающее поколение не знает, и не ответит на вопрос: почему в парке музея изобразительных искусств у скульптуры девочки-школьницы поднята рука в непонятном приветствии? Взрослые скажут, что это пионерское приветствие – салют. Но вот сама история пионерского салюта, также как и многих иных атрибутов пионерии, достаточно любопытна и мало известна широкому кругу посетителей парка музея. Оказывается, пионерский салют появился как приветствие скаутских отрядов, и вся история скаутского движения намного старше, чем история пионерии.

Итак, начало ХХ века. Британский военный, участник англо-бурской  войны Роберт Баден-Пауэлл задумался над тем, что хорошо обученного солдата надо воспитывать с детства. И тогда, в 1907 году он собирает первый отряд из мальчишек 12-16 лет. Они жили десять дней в палатках, готовили себе пищу на кострах, учились самым простым приемам выживания в непривычной обстановке. После окончания такого эксперимента, Р. Баден-Пауэлл написал книгу, которую в России прочел император Николай II, давший потом задание Генштабу перевести ее на русский язык, а уже в 1909 году штабс-капитан Первого лейб-гвардии Его Величества стрелкового батальона Олег Пантюхов сформировал первый российский скаутский отряд «Бобры». С него началось скаутское движение в России, которое к 1917 году было довольно разветвленным. Именно у скаутов родилось приветствие в виде вскинутой правой руки с лозунгом «Будь готов!» (ответ «Всегда готов!»). В советское время  мало кто вспоминал, даже мало кто знал об этом. После революции 1917 года скаутское движение признавалось буржуазным, несмотря на то, что во время Гражданской войны скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды подростковой милиции, оказывали социальную помощь нуждающимся (чем не «Тимуровское движение»[1]?). Рожденный в 1918 году комсомол, заклеймил скаутов «буржуазным пережитком», требовал роспуска скаутских отрядов, и только в 1921 году Надежда Константиновна Крупская выступила с докладом, который назывался «О бойскаутизме». Именно она посоветовала комсомольцам создать новую детскую организацию, оставив старые скаутские методы, но внедрив в них коммунистическую идеологию. Всей атрибутикой занимался сторонник скаутизма Иннокентий Жуков, который предложил пионерам оставить скаутскую структуру: отряды, звенья, патрули, девиз, салют, горн, барабан, летние лагеря, костры и, наконец, форму и галстук (только не зеленый, а красный). Тот же Иннокентий Жуков придумал название «пионеры», памятуя о том, что в США этот термин означает «первый на новых землях, первопроходец».  

Вот такая интересная история стоит за простым пионерским приветствием – салютом, которое запечатлено в скульптуре школьницы-пионерки. Работа находилась в детском оздоровительном лагере «Уральский огонек». Для украшения парков и скверов и поддержания пионерско-коммунистической идеологии в летние пионерские лагеря еще до Великой Отечественной войны, и, особенно, после нее устанавливали подобную парковую скульптуру. Она была выполнена в стиле социалистического реализма, и, отвечала запросам ленинского плана монументальной пропаганды, как важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. Пусть ненавязчиво, но образно и зримо, внушались подрастающему поколению определенные правила поведения, правила одежды, правила общения и т.д.  Девочка одета в школьную форму: платье, фартук, пионерский галстук, кстати, не принято было поднимать руку в пионерском салюте, если на тебе нет галстука. Вместе с поднятием руки и произношением девиза, одновременно она делает шаг правой ногой, что придает фигуре некую динамику, но этот порыв вперед все же сдержан, и уравновешивается стойкой, которая  располагается здесь же у правой ноги. После реставрационной расчистки выявлена разность фактур фартука, школьного платья, галстука и открытых рук, ног и лица, что характерно для соцреализма в скульптуре конца 1930-начала 1950 годов. Видимо, этим временем датируется скульптура. Скульптура достаточно широко растиражирована, встречалась во многих парках и скверах по всей стране.

Работа после передачи музею была профессионально отреставрирована Владимиром Бекетовым. Он фиксировал и печальную историю сохранения работы в «Уральском огоньке» - поверхность произведения имела явные следы от пуль пневматического оружия, кроме того, сколы и трещины также не добавляли ей привлекательности. По окончанию реставрационных работ скульптура «Пионерка под салютом» обновилась, преобразилась и украсила парк музея изобразительных искусств.

А. Шемякина

2020

Фото: А. Шемякина, В. Бекетов

Подробнее об истории скаутского движения можно прочесть здесь: https://histrf.ru/biblioteka/b/pioniery-rossiiskoi-impierii-istoriia-russkikh-skautov 

Подробнее об истории пионерской организации можно прочесть здесь: https://ethnomir.ru/articles/istoriya-pionerii/



[1] Тимуровское движение – движение, появившееся в пионерской организации, взявшее себе в пример опыт социальной бесплатной помощи старикам, семьям военных Красной Армии, многодетным семьям, описанный писателем Аркадием Гайдаром в книге «Тимур и его команда».

© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено

Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области

читать дальше