Интересно то, что в Нижнем Тагиле есть произведение учителя Михаила Павловича Крамского по институту им. И. Е. Репина - Матвеея Генриховича Манизера - двухфигурная скульптурная композиция, названная автором "Страна радости, страна счастья", переданная в 1950 году из Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР под названием «Юность» и установленная в садике музея изобразительных искусств в том же году. А задумана она была еще в годы Великой отечественной войны, на Всесоюзной художественной выставке 1945 года в Государственной Третьяковской галерее она была показана автором в гипсе. А в 1946 году отлита в бронзе на заводе «Монументскульптура», что мы можем прочитать на плинте композиции. В 1952 году автор писал: "Содержанием всей этой серии являются чувства любящих друг друга мужчины и женщины, чувства радости жизни, взаимной поддержки, общности жизненного пути..."2 Художник не боится в эпоху социалистического реализма изображать юношу и девушку обнаженными, и следует традициям классического искусства. Отрадно то, что никогда власти города не пытались "в целях укрепления нравственности народа" убрать скульптуру из сквера.
Композиция, изображающая бегущих и, как бы застывших в полете юношу и девушку, очень сложна в техническом отношении. Фигура девушки имеет одну точку опоры. Но Народный художник СССР Матвей Манизер справился с этим: юношу он показывает с раскинутыми руками, как бы страхующим свою спутницу. Радость жизни, возможность человека реализовать себя в полную силу в стране Советов, полет фантазии и безграничные возможности молодежи - все это воплотилось в летящих навстречу ветру и трудностям двухфигурной группе молодых людей.
Е. Ильина
2017 год
Фото: В. Бекетов, А. Шемякина, Е. Ильина
Архив: НТМИИ
© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено
Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области