свернуть

В 1960 году в садике музея была установлена бронзовая скульптура "Студент на целине" ленинградской художницы-скульптора Елены Георгиевны Челпановой (1915-2003). Появилась это произведение у художницы не случайно.

После Великой Отечественной войны минуло девять лет, а хроническоая нехватка продовольствия требовала немедленного разрешения. В 1954 году было принято решение распахать 43 млн га целинных и залежных земель в Казахстане, Сибири, Поволжье и на Урале.

В начале освоения 90 % целинников составляли бывшие узники ГУЛАГа: после смерти И. Сталина прошла массовая амнистия осужденных. Постепенно с надеждой на лучшую жизнь тысячи добровольцев, в основном это были молодые люди, вдохновленные романтикой подвига, отправлялись обживать пустынный край. Для многих целина стала эпохой героических свершений. Сегодня трудно представить выполнение грандиозных задач без студенческих отрядов. Десятки тысяч студентов во время «третьего трудового семестра» осваивали строительные специальности и технику, которая эшелонами отправлялась на целину, символом которой по праву может считаться трудяга-трактор ДТ-54.  Около 4 тысяч целинников награждены орденами и медалями, среди них пять Героев Социалистического Труда.

Уже в первые годы были получены сверхвысокие урожаи и государство смогла повсеместно отменить хлебные карточки. Но в результате нарушения экологического равновесия и эрозии почв настоящей бедой стали пыльные бури, которые свели практически на нет все усилия земледельцев — эффективность возделывания пашни сильно упала. В первые 5-6 лет запасы плодородного слоя почвы на целинных землях сократятся до 25-35%. В 1965 году целина стала историей.

Целинная эпопея была сильным ударом по сельскому хозяйству. Продовольственное изобилие не состоялось, недостающее СССР стал закупать заграницей: зерно обменивали на невосполняемые ресурсы – нефть

Почти двухметровая бронзовая скульптура изображает молодого человека сидящего в свободной позе и отдыхающего после напряженного труда создана скульптором. Следы усталости читаются на лице молодого человека, видимо из-за жары он снял рубаху и держит ее в левой руке. Красивое русское лицо парня, правильное телосложение обнаженного торса, с реалистической точностью передано автором. Умение подметить выразительные  детали, точность в знании анатомии человека характеризуют скульптора как художника-профессионала, окончившего самое главное учебное заведение Ленинграда - Академию Художеств, факультет скульптуры. Вскоре, после защиты диплома "А.М. Горький" и участия в выставках, она была принята в Союз художников СССР.

Одна из самых  известных работ скульптора была установлена в 1955 году на станции метро "Нарвская" под названием "Учащиеся"- трехфигурная горельефная композиция с изображением  юной девушки и  девочки с книгой и отдельно стоящего мальчика, учащихся московских школ,  которая размещена вокруг опорного пилона станции.

Работала Елена Георгиевна и как реставратор: вместе с группой своих собратьев по ремеслу реставрировала скульптурную композицию Федота Шубина, расположенную в Троицком соборе Александро-Невской лавры, а также рельефы Шуваловского дворца, расположенного на набережной реки Фонтанки. Но основным  ее местом работы как скульптора - реставратора были Царское Село и Павловск.

Е. Устинова, М. Агеева

2017 год

Фото: А. Шемякина

© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено

Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области

 

 

читать дальше

Get Adobe Flash player