свернуть

Здание Дворца культуры НТМЗ – одно из первых общественных зданий, построенное в стиле «сталинского ампира», идеологическая программа которого воспевала «созидательный труд на благо Родине», «счастливая жизнь и изобилие народа, победившего фашизм». Одной и причин возникновения стиля ампир в советском задчестве была идеологическая задача - архитектурное воплощение сильного государства. Для подобных целей классицизм в сочетании с ордерной архитектурой подходят больше всего: симметрия, порядок, богатая отделка.

Дворец культуры был богато оформлен скульптурными элемнтами - круглой скульптурой и декоративными элементами в оформлении фасадов и интерьера. Нижнетагильский металлургический завод (ныне  Нижнетагильский металлургический комбинат в системе ЕВРАЗ-холдинга) принимал участие в строительстве Дворца культуры. Об этом говорит  аббревиатура НТМЗ (Нижнетагильский металлургический завод) включенная в коринфские капители колонн главного портика Дворца. 

Авторству тагильского скульптора Михаила Павловича Крамского принадлежавт парные скульптуры на скатах фронтона - сидящая девушка и стоящий юноша-металлург. 

Авторству Габриэль (Габриэлла) Николаевны Белоярцевой-Вайсберг  (1909-1998) в Нижнем Тагиле принадлежат две скульптуры на фасаде Дворца культуры металлургического комбината – «Сталевар» и «Доменщик»Моделью скульптуры сталевара для автора послужил ее сын Олег, в то время юноша, в работе сохранено портретное сходство с ним. Олег Леонидович Вайсберг (1935 г.р.) со врменем стал крупным ученым космических исследований Марса, Венеры, кометы Галлея, его имя входит в Топ-100 цитируемых российских ученых по космическим исследованиям.  Скульптор Габриэль Вайсберг приехала в Нижний Тагил вместе со своим мужем – Леонидом Эммануиловичем Вайсбергом, который в 1945-1954 годах был назначен директором Нижнетагильского металлургического завода, а до этого был главным инженером  металлургического комбината в Новокузнецке.

Особая страница оформления Дворца культуры НТМЗ -  декоративное скульптурное убранство фасада. Работа над скульптурным убранством дворца  была дебютной для молодого свердловского скульптора Владимира Егоровича Егорова (1927-1990), в будущем известного на Урале художника, автора памятников изобретателю радио А. Попову, разведчику Н. Кузнецову, революционеру И. Малышеву. В декоративное оформление и лепнину автор включил такие технические элементы как домна и чугуновозы. Прославление самого труда, людейтруда, заводских профессий было главным, прежде всего, по идеологическим  причинам: труд - вершина деятельности человека! В рамках метода социалистического реализма художники в прежних формах классицизма искали новые приемы. Поэтому литье чугуна, выплавка металла, работа доменных печей – одна из ведущих тем в декоративном убранстве Дворца.

А. Шемякина, корректировка Е. Ильина

  

 

 

читать дальше