свернуть

У манси, как и у всех финно-угорских народов, было особое отношение ко всем существам живого мира. Широко известны почитания медведя, лося, зайца, волка – животных тесно связанных с мансийским пантеоном. А вот среди птиц они особо выделяли гагару, ворону, филина, кукушку, трясогузку, синицу, тетерку. Например, по поверьям манси, филин своим криком вызывает снег. Охотник, ожидающий снега, может вызвать его, подражая крику филина. 

Как медведь или заяц были тотемными духами – прародителями фратрий Пор и Мось, так и птицы могли быть духами-покровителями отдельных территорий. Не исключением стала и территория нынешнего Североуральского городского округа, своеобразным покровителем которой в прошлом можно считать Йипыг-ойку – «Старика-филина». Йипыг-ойка – «старик-филин» – являлся духом-покровителем мансийского с. Хурумпауль. По легендам, Йипыг-ойка в прошлом воевал с лесными женщинами-духами мис-не.
Во время последнего боя он повредил себе ногу, упал в реку, но жена сумела вытащить его на берег.

Согласно этногоническим представлениям северных манси, филин – одна из ипостасей мифического предка фратрии Пор. На медвежьем празднике в Хурумпаульских юртах в числе прочих разыгрывалась сцена охоты филина за зайцем. Человек, изображавший филина, был одет в гусь – длинную меховую одежду с капюшоном, сшитую мехом наружу. Есть сведения, что эта сцена разыгрывалась и при посещении культового места. Священное место поклонения филину посещается только мужчинами. Удаленность и труднодоступность его связана, возможно, с необходимостью исключить случайное попадание сюда женщин, которым в противном случае грозило, как считалось, неминуемое возмездие со стороны «высших сил». Жители Хурумпауля считали филина своим предком и называли себя Йипыг-махум «народ филина». Известно много разных мансийских сказок, в которых филин женится на женщинах то фратрии Пор, то фратрии Мось (Пор-нэ и Мось-нэ).

Соответственно, совершенно не случайно то, что образ божества-филина широко распространен в зверином стиле Урала и Зауралья[1], особенно на пластинах севера Свердловской области в бассейнах Лозьвы и Северной Сосьвы. «Замечательный образец культового литья представляет собой двучастное изображение, сочетающее изображение филина (наверху) и антропоморфного персонажа с четырьмя ногами – корнями и оружием в правой руке. Изображение выполнено в технике односторонней отливки в два этапа из сплава, в котором содержится медь, олово, свинец, серебро и другие элементы. Возраст находки – 1-3 век н.э.». В святилище бога-филина в Хурумпауле находились два деревянных молота. Существуют отдельные сложные пластины с фигурой филина. Множество фигур божеств, в том числе женских, увенчано головой ночной хищной птицы. Филин изображен на щитках, его голова украшает приемники пряжек.

Используя сюжет древних легенд, в которых филин спасает от гибели все живое, заступаясь за мир перед верховным божеством, художник Дмитрий Постников из Ижевска создал образ, полный силы, красоты, значительности и таинственности. Автор изобразил момент, когда птица пролетает над уральскими горами, словно прикрывая их своим крылом. Художник решает проблему тесной взаимосвязи произведения с окружающей средой. Неспешное течение реки Тагил, плавные изгибы берегов создают настроение, которое соответствует авторскому замыслу.

Создавая из бетона ночную охотницу, художник и его помощник Сергей Арманшиин (Ижевск), намеренно отходят от монументальных обобщений и из-под его инструмента рождается изображение, построенное на контрасте геометризованных форм далеких зданий и подчеркнутой пластичности декоративных форм. Условно он передает хребет уральских гор, размещая его в виде мозаичных включений по низу постамента. Общий серый тон скульптуры с легкой разбелевкой по фактурной поверхности ассоциируется с блеском старого серебра, что придает скульптуре  еще большую условность.

Произведение создано на IV симпозиуме городской и ландшафтной скульптуры "Сезон искусств в Демидовском крае", темой данного творческого форума была предложена тема животных тагильского края в представлении коренных народов манси.

А. Шемякина

2019

Фото: А. Шемякина

Использованные материалы: http://etnic.ru/edu/mifologoya/iipig-oika.html 
https://www.све.рф/news/munnews/3891 

[1] Пермский звериный стиль (ПЗС) — название стиля, объединяющего бронзовую художественную пластику VI—XII в. н. э. созданную средневековой цивилизацией Урала. В центре Евразии пересекались три дороги в Сибирь из Европы и Средней Азии: византийский, иранский и скандинавский пути. У ворот Сибири, в месте пересечения дорог в Верхнем Прикамье возникла цивилизация с особойкультурой, оставившая нам свой пантеон богов и духов, воплощенный в металле. Ученые называют эту цивилизацию ломоватовской и неволинской культурой. Дописьменная культура охотников сочеталась в Прикамье с развитой религиозно-магической системой, рожденной уральской цивилизацией в диалоге с великими культурами мира.

 

© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено

Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области

читать дальше