свернуть

У всех народов к медведю особое отношение. Происхождение медведя часто связывают с человеком, которого в наказание за прегрешения творец обратил в животное. Медведь имеет «человеческие» имена – Миша, Михайло Потапыч, Топтыгин. У многих народов герой, который приносит знания о земледелии, кузнечном деле, счете, письменности, рождается от брака женщины и медведя.

Около нашего города известно священное место манси, связанное с культом медведя – гора Медведь-Камень, который называли Елпинг-Куэ («Святой камень») или Хоба-Елпинг («Медведь-Святой»). Напротив горы находится устье небольшой речки под названием Медведка.

У коренного населения Урала до сих пор проходят медвежьи праздники (игрища), которым предшествует охота по правилам: медведя, спящего в берлоге, нужно разбудить и только тогда поразить в сердце. Возле убитого медведя разыгрывается сцена случайной встречи со своим родственником. Снятую шкуру приносят в дом, расстилают на детской колыбели, покрывают шалью, надевают украшения, а глаза и нос закрывают кружочками из бересты или монетами.

Первые звуки струн сангультапа (в переводе «медвежья песня») оповещают о начале праздника продолжительностью в пять ночей, если убит медведь; четыре  –  если медведиц (по количеству душ). В песнях приносят извинения за убийство, в танцах проигрывают мифы о творении мира. На третий день несколько гостей в берестяных масках разыгрывают сценки из жизни селения. Перед последней ночью праздника мужчины варят мясо медведя. Кости уносят на святилище, веря, что медведь возродился вновь. Шкура хранится отдельно, а шаль оставляют в домике для семейных реликвий. Сейчас праздник стал проводиться редко, но не менее, чем раз в семь лет.

Русские медведя почитали с давних времен. С принятием православия праздник пробуждения медведя был соединен с Масленицей. Вождение медведя или «медвежья потеха» была запрещена в 1930-е гг. как «пережиток прошлого». 

Обращаясь к традициям прошлого двух народов, скульптор из Уфы Айрат Маглеев создал обобщенный образ медведя, почитаемый ранее многими народами, а сегодня любимый детворой города. Медведь в прочтении автора достаточно добродушен, медлителен, привлекает к себе своей доступностью. Это не единственная его работа на I симпозиуме, любя такой материал как камень, художник его достаточно активно преобразовывает, подчиняя его себе и в то же время подчиняясь его особенностям. Он не "спорит" с камнем, а идет за ним, что позволяет работать достаточно быстро. Так, кроме "Медведя" Айрат Маглеев создал образ гордого Орла.

Скульптура из мрамора создана в рамках I симпозиума городской и ландшафтной скульптуры "Сезон искусств в Демидовском крае".

Е. Устинова

2017 год

Фото: А. Шемякина

© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено

Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области

 

 

 

 

 

читать дальше