В 2018 году Парк Народный стал площадкой для воплощения фантазий скульпторов IV симпозиума городской и ландшафтной скульптуры "сезон искусств в Демидовском крае". Традиционно в каждом симпозиуме участвуют как уже знакомые зрителям или широко известные, маститые авторы, так и дебютанты. Таким дебютантом симпозиума стал Кирилл Баталов – молодой скульптор из Невьянска. Кирилл работает в направлении фестивальной скульптуры уже около 10 лет, начав создавать скульптуры как помощник или второй участник команды еще на ледовых фестивалях 2007 года. В 2017 году он помогал отцу, Валерию Баталову, создавать скульптурный указатель «Демидовский маршрут», который установлен возле здания историко-краеведческого музея. Но как самостоятельный автор в серии нижнетагильских симпозиумов Кирилл выступил впервые. Работа в бетоне так же стала первой для его творческой карьеры, до этого художник работал с такими материалами как лед, снег, сварной металл, дерево.
В этот раз он воплотил в стиле этнофутуризма небольшой сюжет из древней мансийской легенды о Вороне и Щуке. Вот как звучит сама мансийская легенда: «Щука ползала по земле, как змея. Костей в её голове не было, были только челюсти. Этими челюстями она всё на земле поедала. Увидела однажды: летит ворон, несет лопатку (кость) оленя. Уронил ворон лопатку, она её проглотила. Дальше ползёт. Смотрит, человек на обласке едет, ловушку на рыбу ставить. Взялся он ставить ловушку, а лопатку (деревянную) рядом положил. Щука подползла ближе. Мужик ее по голове ударил, лопатка надвое переломилась, щука одну половинку съела. Потом она проглотила женщину, которая шла по болоту за дровами. Затем переднюю ногу лося съела. Полозья нарт съела. Ворону увидела и ее съела. У Посты-янг ики ножи стащила и съела. Рассердился Посты-янг ики и бросил щуку в воду. С тех пор щука в воде живет, а головные кости у нее — вещи, люди и звери, которых она проглотила».
Древний, взятый из мифологии сюжет о том, как Ворон принес Щуке первую косточку, и она из змеи превратилась в рыбу, получил вполне современное звучание у Кирилла Баталова. С этими персонажами мансийских сказок у древних народов связано много различных верований. Например, Ворон или Ворона (Урин-Эква), почиталась как провозглашавшая весну птица. До сих пор современные манси отмечают 7 апреля как «Вороний день». Интересно, что с прилетом первого ворона накладывалось табу на рассказ легенд вогульскими сказителями на весь период с весны до конца осени. Один из сыновей Нуми-Торума АсТалях-Торум имел облик щуки. Представлялось что он, согласно указаниям божественного отца, распределял рыбу между людей. Также образ щуки принимает душа умершего: герой прилетает в виде птицы, попадает в сети, крылья ломаются, он попадает в воду и превращается в щуку. Щука значила плодородие. По косточкам головы щуки взрослые объясняли ребятишкам строение мира, поэтому так важно было получить легендарной рыбе первую косточку, которую Ворон разместил у нее в голове.
Сказочный сюжет повлек по-детски наивное, декоративное воплощение в скульптуре. Известная стилизация на основе народной фантазии, реминисценции примитивного искусства в данном произведении органичны и рождают образ полный наивной непосредственности и обаяния.
А. Шемякина
2020, 2022 год
Фото: А. Шемякина, медиаресурс "Тагильский рабочий"
© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено
Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области