Что видит во сне выйская купчиха? Какие грезы ее посещают? Легкая улыбка тронула губы, но руки цепко сжимают связку ключей. От сундуков? А может быть, от сердца?
Казахский художник из солнечного Актобе Марат Габдрахманов создал из металла воплощенное спокойствие и безмятежность. Все в этой женщине и около нее спит: пышное колоколом платье, ровно уложенные волосы, легкий кружевной подзор кровати и милые шишечки на кроватных стойках. Все мирно и спокойно… И человек тоже словно замирает возле скульптуры, успокаиваясь, поддаваясь мощной силе умиротворения. Так важно среди вечного бега и суеты остановиться и почувствовать радость каждого дня, проникнуться мыслью, что жизнь так прекрасна, господа!
Городская скульптура была исполнена в рамках I симпозиума городской и ландшафтной скульптуры "Сезон искусств в Демидовском крае" в 2015 году и была установлена возле Пассажа "Александровский" на проспекте Ленина.
Но радовала тагильчан она недолго. В 2017 году работа была подарена городом Нижний Тагил городу Екатеринбургу в честь его Дня города. Установлена в Литературном квартале, во дворе Музея им. Решетникова.
Скульптура - путешественница
В августе 2023 года начались переговоры с Объединенным музеем писателей Урала о передаче скульптуры "Сон выйской купчихи" назад в Нижний Тагил. И, несмотря на то, что и екатеринбуржцы, также как и тагильчане, полюбили спящую даму, все же было принято решение вернуть рабту в Нижний Тагил. В парке Музея им. Решетникова началась осень 2023 года капитальная реконстукция, и, к сожалению, скульптура не вписывалась к концепцию обновленного парка. Было принято решение ее вернуть обратно в Нижний Тагил. Музей изобразительных искусств с радостью согласился. Теперь скульптура обрела новую прописку во дворе Господского дома (Музей быта и ремесел горнозаводского населения этнографического комполекса Музея-заповедника "Горнозаводской Урал"). Дело в том, что Господкий дом не всегда был "господским". Это здание на ул. Тагильской, 26 было построено в 30-е годы XIX века купеческой вдовой III гильдии купчихой Евдокией Дерябиной. И только потом, через 20 лет ее сын Тимофей продал его в заводскую казну для того, чтобы там были устроены квартиры для инженеров и служащих высшего звена. Именно тогда дом и был назван "Господским". Народная молва упорно связывает его с именем Авровы Карловны Демидовой-Карамзиной. Но документов о том, что она здесь проживала, когда приезжала со своим мужем Андреем Карамзиным и сыном Павлом Демидовым на тагильские заводы, не сохранилось. В 1990-е годы здание было расселено и музеефицированно, и здесь был открыт Музей быта и ремесел горнозаводского населения. Особняк очень красивый: построен в стиле ампир, имеет дивное лепное убранство в виде колонн, балясин, розеток и сложной формы окон.
Скульптура "Сон выйской купчихи" вписалась в пространство прилегающего к зданию двора и заняла свое место под туями. Надеемся, что навсегда.
Вот такое путешествие совершило произведение казахского мастера.
А. Шемякина
2017, ноябрь 2023 год
Фото: А. Шемякина
© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено
Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области