свернуть

Нижний Тагил по праву считается местом появления первого русского паровоза. Первые опыты паровозостроения в Выйском горнозаводском поселке относятся к  1834 году, в то время как железная дорога в Павловске начинает действовать в 1836 году. Тагильчане знают  имена Ефима и Мирона Черепановых – создателей первого русского паровоза. Памятник им установлен на Театральной площади в 1956 году (скульптор А.С. Кондратьев, архитектор А.В. Сотников).  Но в городе часто встречаются макеты паровозов Черепановых, например,возле магазина по ул. Пархоменко – это художественные воспроизведения  паровоза. Оно может быть не точными, иметь расхождения с чертежами. Гораздо интереснее макеты паровозов Черепановых, выполненных по подлинным чертежам тагильских механиков. Есть такой возле отеля Демидов-плаза и напротив центрального входа в выставочно-музейный комплекс УВЗ. Эти два макета были установлены мастерами УВЗ по инициативе Главы города С.К. Носова, а создавались по чертежам  Аммоса Черепанова, опубликованному в «Горном журнале» № 5 от 1835 года. Макет первого паровоза, воспроизведенный  в масштабе 1:1 установлен возле историко-технического музея «Дом Черепановых» на Вые. Но тагильчане и гости города лучше знают макет паровоза возле Историко-краеведческого музея.

Этот макет установлен в 1984 году – в честь 150-летия российского паровоза. Табличка на его постаменте гласит: «Первый паровоз в России, созданный механиками Е.А. и М.Е. Черепановыми в 1834 году». Тем не менее, это макет второго паровоза, который талантливые изобретатели, он начал действовать в 1835, взяв на себя все основные грузоперевозки  от Меднорудянского карьера к Выйскому медеплавильному заводу.  Вот, что пишет  заведующий историко-технического музея «Дом Черепановых» Евгений Михайлович Ставцев в статье  «Нижний Тагил  - родина российского паровозостроения»: «Данный макет… был изготовлен по чертежу – реконструкции петербургского инженера Р.Р.  Тонкова, опубликованному в 1902 году в «Горном журнале».  Его масштаб 1:1. В свою очередь, инженер Р.Р. Тонков использовал для создания своего чертежа модель «черепановского паровоза», хранящуюся в экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге. Эту модель в масштабе 1:2 сделал в 1839 году сам Мирон Черепанов, специально для промышленной выставки, которая проходила в том же году в Российской столице».  В этой же статье Е.М. Ставцев объясняет, почему на памятной доске на постаменте написано, что это макет первого паровоза, а на самом деле это макет второго: до 1984 года чертеж Аммоса Черепанова не был известен,  а чертеж Р.Р. Тонкова считался чертежом первого паровоза. Вот такая история.

Остается только добавить, что в Нижнем Тагиле, кроме названных выше паровозов на улицах установлено три памятника-паровоза серии П-9. Это уже не макеты, а настоящие локомотивы, навсегда застывшие на постаментах.

А. Шемякина

Август 2022

По материалам:  Ставцев Е.М. Нижний Тагил – родина российского паровоза // Тагил достопримечательный, 2018 – С. 54-62

 Фото: А. Шемякина

© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено

Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области

читать дальше