свернуть

8 июля 2008 года было принято на государственном уровне отмечать День семьи, любви и верности, а памятники «Петру и Февронии» устанавливаются с 2009 года с благословления патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 2004 году была принята общенациональная программа «В кругу семьи», в рамках ее работы теперь существуют памятники святым уже более чем в 70 городах России, среди них Архангельск, Благовещенск, Волгоград, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Калуга, Пермь. А также традиционно открытие приурочено к празднику 8 июля.

Изготовление скульптурных композиций поручено московскому скульптору Константину Родиславовичу Чернявскому. Художник родился в 1959 году в Ростове – на – Дону, окончил Ростовский Государственный Педагогический Институт на художественно-графический факультет, а в 1983 – Московский Государственный Художественный Институт им. В.И. Сурикова, факультет скульптуры, мастерская Л.Е. Кербеля. Работает над воплощением темы русского казачества и его героев. Автором было создано несколько композиций святых князей Муромских: с иконой, в ладье, с птицами и держащимися за руки. Они изображаются в реалистических формах при княжеских регалиях, с излишней детализацией (точная проработка одежды, привнесение иных персонажей – птиц, животных и т.д.).

Не только К.Р. Чернявский обратился к разработке темы Петра и Февронии. Во многих городах страны установлены памятники «Святым благоверным Петру и Февронии Муромским» других авторов. В том числе и в Нижнем Тагиле работы А.И. Иванова на Шихане Красного камня – обобщенная скульптура фестивального формата в обобщенных формах.

Новый памятник в парке Народный установлен по инициативе бывшего епископа Нижнетагильского и Невьянского Евгения, ныне — митрополита Екатеринбургского и Верхотурского. Он также изготовлен по модели К.Р. Чернявского. Святые благоверные князья Петр и Феврония изображены в полный рост (высота памятника 2,6 метра), стоящими близко друг к другу и держащими в руках голубей. Они облачены в княжеские одежды: Феврония в платье, ниспадающем вниз мелкими складками, поверх надет длинный плащ и княжеский круглый венец, на Петре также длиннополая одежда, а на плечах накинута богато украшенная шуба, голову венчает княжеская шапка. Весь декор  проработан тонко и подробно. «Если на Шихане сюжет скульптуры приближен к тому моменту жизни святых, когда они приняли монашество, перед смертью, то сюжет новой скульптуры будет больше приближен к образу молодых князей Петра и Февронии с голубем, символизирующим любовь и верность», — рассказали в епархии»[1].

В открытии памятника 28 октября 2021 года  приняли участие Глава города В.Ю. Пинаев, первый Вице-президент Общенациональной программы «В кругу семьи» Т. Столопова. Освятил скульптуру епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий.

Вот что гласит легендарная «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная в XVI веке монахом Ермолаем Прегрешным: «Однажды князя Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония, способная исцелить его. В отличие от Петра Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково, обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Петр дал слово после выздоровления пойти с ней под венец, и Феврония вернула князю здоровье. Но он не сдержал своего обещания жениться, вскоре болезнь вернулась. Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома. Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края. Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках. Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час — 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы»[2].

А. Шемякина

2022 год 

Фото: А. Шемякина



 

© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено

Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области

читать дальше