свернуть

Уже полвека вокруг личности Артамонова и его изобретения разгораются нешуточные споры, потому как в отличии от действительно живших и существовавших в истории механиков М. и Е. Черепановых, личность Артамонова вызывает много вопросов.

В одной из своих работ 1896 года по истории Урала экономист, юрист, представитель династии служащих заводов Демидовых В.Д. Белов (? –1910) упомянул мастерового уральских заводов Артамонова, который «во время коронации императора Павла I, следовательно, в 1801 г. … бегал на изобретенном им велосипеде, за что, по повелению императора, получил свободу со всем потомством». В приведенных строках имеется несоответствие: Павла короновали 5 апреля 1787 года, а 15 сентября 1801 года на престол взошел его сын Александр I.

В XX веке событие обрастает подробностями: к фамилии было добавлено имя и отчество, даты жизни, места проживания, а список изобретений был расширен. Артамонову был приписан первый в мире велопробег свыше 2000 км от Нижнетагильского завода или города Верхотурье в Москву и Санкт-Петербург или наоборот. До этого путешествия в Ильин день 1800 года его езда на «самокате» удивляла жителей Екатеринбурга.

Известные модели велосипеда Артамонова созданы по схеме «пенни-фартинг». Высота сидения и центр тяжести, смещённый к переднему колесу, делали езду весьма опасной, но все же в 1870-х годах они стали весьма популярны. Судя по анализу металла, велосипед Нижнетагильского музея-заповедника был создан не раньше этого времени. Через сто лет к юбилею города умельцы Нижнетагильского механического завода сделали несколько подобных велосипедов, уменьшив размеры колес и увеличив размах руля. У отважных горожан появилась возможность испробовать прелести прогулки Артамонова.

Известно, что В.Д. Белов для своей книги собирал устные предания. Возможно, что память народная и сохранила образ умельца-самоучки, который «себе на забаву, другим на потеху» бегал на каком-то «самокате». Было ли это изобретение прообразом того, что позже назовут велосипедом, остается под вопросом. За отсутствием других свидетельств звание изобретателя первого в России «самоката» или «русского велосипеда» за ним можно сохранить.

Городская скульптура "Велосипедист Артамонов" была исполнена невьянским скульптором Валерием Баталовым в рамках проведения I симпозиума городской скульптуры "Сезон искусств в Демидовском крае", который проводился музеем изобразительны искусств в 2015 году. Тогда скульпторами, участниками симпозиума было исполнено семь скульптур из сварного металла, которые были установлены в разных частях города. 

Тагильский изобретатель едет на своем двухколесном чуде - самоходной машине, самодвижущемся устройстве - по улицам Нижнего Тагила почти два века спустя. Он серьезен как никогда. В его XIX веке обыватели-зеваки в ужасе разбегались перед громоздким, нескладным аппаратом. А в нынешнем XXI веке никого не удивить... Хотя, впрочем...

Е. Устинова, Е. Ильина

2017 год

Фото: А. Шемякина

© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено

Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области

читать дальше