Парк Народный, гостеприимно раскинувшийся на левом берегу реки Тагил, недалеко от места когда-то называемым «взвозом», начинается от моста, который когда-то носил название Маральского. Есть краеведческие свидетельства, что сюда на водопой приходили маралы – разновидность сибирского благородного оленя. К мелким северным оленям, лосям и крупным маралам у местных жителей манси сложилось особое отношение глубокого уважения и почитания. Поэтому совершенно не случайно для воплощения образов животных, заявленных в теме симпозиума городской и ландшафтной скульптуры «Сезон искусств в Демидовском крае» 2018 года жюри выбрало эскиз невьянца Валерия Баталова «Лось».
Величественный лось пользовался уважением и поклонением по всему урало-сибирскому региону. Лось был символом надежности и благополучия, достатка и силы. Известно, что самое почитаемое и узнаваемое созвездие северного полушария Большая медведица в представлении племен Урала и Сибири было воплощением Лося, бегавшего так быстро, что никто его догнать не мог, а Млечный путь – это путь бега небесного зверя. В упоминании о Лосе манси старались использовать описательные выражения – «священный зверь» (Ялпынг-уй), «крупный зверь» (Яныг-вой). Через века пронесено поклонение Лосю на территории тагильского края: деревянные фигурки лосей, найденные в раскопах Горбуновского торфяника, датируются периодом энеолита и ранней бронзы (второй половиной III — началом II тыс. до н.э.). Лось, также как медведь и собака, имеет божественное происхождение, поэтому он получает особые формы почитания. О происхождении лося имеется миф, который раскрывает значение его образа: охотник гонится за зверем по небу на лыжах, догоняет и отрубает две из шести ног. Этот миф связан не только с рождением лося современного вида, но и с рождением такого промысла, как охота. У лося сакральной частью считались рога, более того, они ассоциировались с вершиной мирового дерева. Таким образом, лось слыл посредником между мирами. Похожий символизм приписывается и оленю. Оба этих животных в мифологической структуре мироздания могут означать не только Средний мир, но также Верхний и Нижний.
Вдохновившись не только мансийским фольклором, но и пластикой пермского звериного стиля, Валерий Баталов создал фигуру Лося, спокойно лежащего на отдыхе. В произведениях пермского звериного стиля особо почитаемы и часто воспроизводимы сюжеты с изображением лосей, имеющих обереговое значение. Работая в направлении этнофутуризма, художник воплотил древний образ современными материалами, перерабатывая пластические решения уже найденные старыми мастерами. Именно сохранение архаичности в современном произведении, с использованием нестандартных подходов – основная черта этнофутуризма, направления, призванного по-новому презентовать народную культуру, адаптировав ее для современного зрителя. Голова Лося, представленная в сложном ракурсном развороте, увенчана величественными рогами, что неизменно привлекает посетителей. В фигуре Лося используется тонировка под бронзу, имеющая для пластики пермского звериного стиля магическое значение. Скульптор дополнительно декорирует фрагменты мозаичными вставками цветной смальтой, дополняющими образ и придающими ему большую нарядность и декоративность.
А. Шемякина
2019 год
Фото: А. Шемякина, медиаресурс "Тагильский рабочий"
© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено
Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области