Городовые в городах Российской империи поддерживали порядок с 1862 по 1917 год. Их набирали из отставных солдат и унтер-офицеров, при этом к званию, полученному на действительной военной службе, добавлялось полицейское, на которое указывали поперечные погоны и наложенный сверху двойной оранжевый шнур с посеребренными гомбочками, число которых зависело от оклада. К головному убору была прикреплена металлическая округлая бляха с изображением герба города и служебным номером. На содержание городовых из бюджета города выделялось: старшим городовым – не более 180 рублей, младшим – не более 150 рублей в год, не считая 25 рублей ежегодно на обмундирование.
Городовые были вооружены самыми дешёвыми саблями (шашками) и пистолетами, которые с 1880-х годов были заменены на револьверы, но их на всех не хватило, однако, кобуры с красными шнурами было положено носить всем. Городовой как символ реакции последних двух десятилетий Российской империи был объектом ненависти со стороны левой пропаганды. Именно городовые стали первыми жертвами в революциях 1917 г.
Летом городовые надевали льняную гимнастерку, подпоясанную ремнем, или двубортные кители. Для зимы форма шилась из сукна, шинели застегивались крючками.
Городовой, исполненный тагильским скульптором Александром Владимировичем Брусницыным на I симпозиуме городской и ландшафтной скульптуры "Сезон искусств в Демидовском крае", одет по-зимнему. Осанистый, с великолепными усами – внешность явно навеяна многочисленными иллюстрациями к рассказу А. П. Чехова «Хамелеон».
Нижний Тагил статус города получил в советское время. Охрана порядка в заводском поселке несколько отличалась от городской. До реформы 1861 года эта задача была возложена на заводских исправников, которые находись на содержании Горного управления, а после реформы – на земских полицейских. Ностальгия по городовым, как символу закона и порядка, объясняет появление скульптур в Нижнем Новгороде, Челябинске и других российских городах, а также в нашем городе.
Скульптура создана из сарвного металла в рамках I Симпозиума городской и ландшафтной скульптуры "Сезон искусств в Демидовском крае" в 2015 году.
Е. Устинова
2017 год
Фото : А. Шемякина
© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено
Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области