В Нижнем Тагиле сохранились несколько прекрасных зданий в стиле классицизм первой половины XIX века. Это и так называемый «Господский дом», и здание Горнозаводского управления, и Горнозаводской госпиталь. Если «Господский дом» по ул. Тагильской, 26, где сейчас располагается Музей быта и ремесел горнозаводского населения Нижнетагильского музея-заповедника отличается архитектурным композиционным и декоративным решением, то здания управления и госпиталя похожи между собой. Конечно, и здесь есть различия в не только в деталях (различная ордерная система, композиция архитектурных ансамблей), но все же главные корпуса схожи: центр главного здания в обоих ансамблях выделен колоннами (в здании управления дорического, в здании госпиталя ионического ордера). Над колоннами антаблемент, фриз, карниз и треугольный фронтон.
Как и в здании горнозаводского управления, фронтон госпиталя украшен листьями аканта, завернутыми в сложный узор прокрутки из листьев аканта, заполняющий практически все поле фронтона. История применения листьев аканта в архитектурном декоре берет свое начало еще в древнем мире: он начал активно использоваться в коринфском и композитном ордерах эллинистической культуры. Есть красивая легенда, которую зафиксировал римский писатель Витрувий, о том, как коринфский ордер был изобретен архитектором Каллимахом, которого вдохновил на это вид корзины для пожертвований, оставленной на могиле молодой девушки. В корзине лежало несколько игрушек, а поверх корзины была положена квадратная плитка, чтобы защитить их от непогоды. Растение аканта проросло сквозь плетеную корзину, смешав свои колючие, глубоко вырезанные листья с плетением корзины. Листья аканта вошли в композицию капители коринфского ордера, и действительно напоминают корзину, сквозь которую они проросли. В последующие века мотив аканта применялся не только в ордерной системе, но и в декоративном убранстве стен, фронтонов, тканей, книжной иллюстрации и пр. Особенно был популярен в средневековье. Но и последующие века не оставили акант своим вниманием.
В Нижнем Тагиле красивые, прихотливо изогнутые линии стилизованных листьев аканта, которые символизируют долголетие и бессмертие, применены в лепнине двух фронтонов – горнозаводского управления и горнозаводского госпиталя. Собственно, рисунок фронтонов идентичен: это линия венка аканта, изгибающаяся в прихотливом узоре, образуя круги, переплетения, и в центре оставляющая поле для герба Демидовых; в центре каждого закругляющегося элемента узора – цветочная розетка; под гербом – ленты, обвивающие ветви.
Во фронтоне горнозаводского госпиталя еще сохранился некий намек на советский герб – белое круглое поле в центре свободного пространства фронтона более сложного абриса (в него вписывался герб рода Демидовых на польском щите).
А. Шемякина
Сентябрь 2022
По материалам:
Раскин А.М. Классицизм в памятниках архитектуры Свердловской области (Стили архитектуры Свердловской области). Екатеринбург, 2007 – С. 20
© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено
Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области