Идея создания памятника тагильским металлургам появилась еще в начале 1990-х годов. Ее разрабатывали скульпторы Иван Яковлевич Боголюбов и Анатолий Глебович Неверов, у которых была готова эскизная многофигурная модель памятника. Предполагалось выполнить ее из бронзы, а на Привокзальной площади был заложен фундамент под постамент памятника в честь 60-летия Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК). Но в сложный период реформ установка было отодвинута до лучших времен.
В 2008-2009 годах руководство ЕВРАЗ-холдинга вернулось к идее создания памятника металлургам. Памятник предполагалось воздвигнуть к 70-летию Нижнетагильского Металлургического комбината (НТМК). На творческий конкурс было представлено 12 проектов памятника художников из Уфы, Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Победил проект тагильского скульптора Владимира Ильича Павленко. Новое место установки памятника определилось у подножья Лисьей горы, напротив старого демидовского завода (ныне Завод - музей). Памятник открыт в июле 2010 года, в День металлурга.
Три высокие гранитные стелы-мегалиты памятника символизируют три стихии – воду, землю и воздух. Четвертая стихия – огонь: главная стихия металлургического производства спиралевидно опоясывает каменные стелы вихревой лентой с пляшущими языками пламени, в глубине из всполохов которых словно вырастают фигуры металлургов. Три фигуры символизируют профессиональную преемственность поколений – от прошлого через настоящее в будущее. Обобщенные, условно решенные образы своими позами и внешним обликом точно доносят само время, проносящееся над Тагилом.
Любовь к камню и металлу – привил автору памятника химик, минералог, криссталлограф, знаток и ценитель подземных богатств немецкий антифашист Пауль Эмильевич Рикерт (Хальперн) (1907 - 1971). В 1934 году из-за политических убеждений П.Э. Рикерт вынужден был эмигрировать из фашистской Германии в СССР, но здесь прошел Онеглаг и Тагиллаг, после преподавал в Нижнетагильском педагогическом институте. Знакомство молодого скульптора произошло в Уральском училище прикладного искусства, куда Пауля Эмильевича приглашали с лекциями к студентам отдления обработки камня. Владимир Павленко вспоминает, что они подружились и буквально до смерти Рикерта часто бывали в экспедициях на Южном Урале и в Сибири.
Высота памятника от основания до самых высоких точек – 12,5-13 метров (высота четырехэтажного дома); сечение нижнего периметра около 7 метров, верхнего – 6 метров. Высота памятника не так заметна из-за близости Лисьей горы, но монумент считается одним из высоких в Нижнем Тагиле. Мегалиты добыты по специальному заказу на Среднеуральском карьере (16 километров от Екатеринбурга), выточены тремя едиными блоками, без стыков и разрезов. Масса каждого столба-мегалита – 38-40 тонн. Бронзовые скульптуры памятника отливались в литейной мастерской «Тагильское литье» (директор А.Н. Бурмистров). Сборка шла непосредственно на месте, на заданной высоте при помощи сварки и крепления на анкера.
В 2012 году памятник передан в ведение Нижнетагильского музея изобразительных искусств.
Прочитать о памятнике можно здесь: http://historyntagil.ru/culture/10_p_026.htm
А.Шемякина, Е. Ильина, Е. Устинова
2017 год
Фото: В.Н. Бекетов, В.В. Бекетов
Видео: М. Агеев
© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено
Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области