Работа над проектом памятника заводчику Николаю Никитовичу Демидову (1773-1828) началась с 1998 года, и выполнялась совместно тагильчанами - скульптором Олегом Васильевичем и архитектором Михаилом Васильевичем Подольскими. Тогда же Международным Демидовским Фондом была утверждена концепция памятника. Но открыт памятник был лишь 8 октября 2007 года – в день выпуска первого металла Выйским медеплавильным заводом в 1722 году, который и считается Днем рождения Заводского поселка.
Памятник Н.Н. Демидову возведен в ознаменование заслуг знаменитого мецената, заводчика, дворянина, дипломата, прогрессивного деятеля России первой половины XIX века, с целью установления справедливости по отношению к его личности.
Памятник Н.Н. Демидову французского скульптора Ф.-Ж. Бозио некогда стоял в Нижнем Тагиле, но был разобран и вывезен белогвардейцами при отступлении.
Место установки нового памятника Демидову - Комсомольский сквер, в котором некогда находился памятник императору - освободителю Александру I, затем после революции памятник преобразуется в памятник "Свободы", уже ва 1930-е на этом месте возникает памятник И.В. Сталину. После демонтажа этого памятника место в Комсомольском сквере долго оставалось пустым, и вот в 2007 году здесь вновь возник памятник Н.Н. Демидову. Скульптурный портрет памятника Н.Н.Демидову скульптор Олег Васильевич Подольский создавал по прижизненным портретам, созданными знаменитыми скульпторами - итальянцем Антонио Кановой (1757-1822), французом Франсуа-Жозефом Бозио (1768-1845) и датчанином Бертелем Торвальдсеном (1770-1844). Но основой стала копия с работы последнего художника, выполненная итальянским скульптором Адамо Тадолини (1788-1868) и хранящаяся в коллекции Музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Государственный деятель Н.Н.Демидов представлен в зрелом возрасте, в период своих ярких свершений. Изображен в парадном мундире с высоким воротом, в накинутой на правое плечо тогой, что подчеркивает его значимость и отсылает зрителей к классическим традициям официального портрета. На груди орденская лента, медали и главная награда - Орден св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест) - высшей правитиельственной наградой при императоре Павле I он был удостоен в 1799 при назначении командором ордена. Рыцарский Мальтийский орден появился в Российской империи после захвата Наполеоном Мальты в 1798 году, когда российский император Павел I предоставил его членам убежище в Санкт-Петербурге. Восемь концов звезды ордена обозначали восемь рыцарских заветов (добродетелей) - веры, милосердия, правды, справедливости, безгрешия, смирения, искренности, терпения.
В своей трактовке бюст сознательно лишен монументальности, задуман в динамичном трехчетвертном повороте головы с небольшим наклоном, и решен не как статичная фронтальная фигура, а как живой образ неоднозначной сложной исторической личности. Камерный портрет отлит из бронзы высотой 170 см., что равняется четырем натурам. Данное решение позволило автору сделать образ, приближенный к зрителю и истории.
Монумент задуман как камерный парковый памятник. Высота постамента красного гранита 4 м. Постамент решен архитектором М. Подольским в виде двухчастной композиции с разными смысловыми нагрузками: две полуколонны символизируют преемственность двух времен, двух веков. Ордера смещены по центральной оси: правая полуколонна - половина дорического ордера, отсылает к классицизму XIX столетия, левая - в виде современного конструктивного архитектурного ордера, с горизонтальной раскреповкой на четыре равные части. База пьедестальной композиции - четыре цельноблочных гранитных камня, образующих усеченную пирамиду.
Авторы памятника Олег и Михаил Подольские – родные братья. Это их единственный осуществленный совместный проект, но кроме того, они создали совместный проект фонтана–каскада со скульптурным наполнением «Реки Урала» для парка им. А.П. Бондина, который, к сожалению, не был осуществлен.
Памятник сооружался при курировании и непосредственном участии сотрудников Нижнетагильского музея изобразительных искусств.
О памятнике можно прочитать здесь: http://historyntagil.ru/culture/10_p_015.htm ; http://historyntagil.ru/culture/10_p_020.htm
А. Шемякина, при участии М. Подольского, Е. Ильиной
2017 год
Фото: В.Бекетов, А. Шемякина
Видео: М. Агеев
Архив: НТМИИ
© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено
Авторские тексты, видеоматериалы и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области