свернуть

Птица Феникс - одна из самых загадочных существ, известна многим народам с древности. Несбыточная мечта о вечном возрождении и обновлении превратилась в миф, который порой передавали как реальность в различных вариантах на протяжении многих столетий.

У одних народов она являлась в облике орла с золотистым оперением, которая, предчувствуя свою смерть, сжигала себя в своем гнезде, а из ее пепла рождался птенец. По версии другого предания, она строила свой собственный погребальный костер и бросалось в огонь, чтобы вновь возродиться. В православии она символизирует вечную жизнь, воскрешение, веру в будущее. По преданию иудеев птица Феникс сохранила свое бессмертие, отказавшись от яблока искушения в райском саду. По другой версии она получила бессмертие от Всевышнего по просьбе Ноя, который был тронут ее смирением и сочувствием.

Имя Феникс в переводе с древнегреческого означает «пурпурный, багряный». В русской народной мифологии Фениксу соответствует Жар-птице и Финист–ясный сокол.

Среди изображений птиц в рельефном декоре Дмитриевского собора во Владимире (конец XII в.) – голубей и павлинов – есть и птица Феникс. Они изображены среди деревьев в позах, выражающих радость: с распахнутыми крыльями, вытянутыми вверх головами, иногда раздвоенными хвостами, сложным оперением.

Сказочная птица – Феникс, словно возрождающаяся, восстающая из серого пепельного оттенка камня, готова взлететь, взмыть в высоту. Кажется, что она мягко и плавно скользит, перетекая в другое измерение, другую форму жизни, разрывая каменную оболочку. Красивое сказание о вечном возрождении жизни, бытия человеческого нашло свое воплощение в работе двух тагильских скульпторов Алексея Кузнецова и Сергея Забудченко. А обновленная набережная тагильского пруда стала стихией  для ее возрождения. Авторы скульптуры дают свое прочтение мифа возрождения - они создает образ женщины, которая рождается, «выходит» или освобождает из первозданной природы – необработанной глыбы камня. Гордо поднятая голова с опущенными, почти закрытыми глазами, за плечами - то ли крылья, то ли волна Первозданного Океана… 

У женщины украшения: с левой стороны два семилопастных (несколько лопастей скрыты волосами) височных кольца, подобные тем, что носили женщины вятичей. Вятичи — восточнославянский племенной союз, населявший в VIII—XIII веках бассейн Верхней и Средней Оки на территории современных Московской, Брянской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей. Древности вятичей считаются одни из самых известных: уже исследовано несколько тысяч курганов, в которых подобные украшения встречаются довольно часто. А вот головное украшение – плод фантазии скульптора.

Скульптура создана в рамкахI симпозиума городской и ландшафтной скульптуры "Сезон искусств в Демидовском крае"

Е. Устинова,  А. Шемякина

2017 год

Фото: А. Шемякина, М. Агеева

© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено

Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области

 

 

 

читать дальше