В парке Народный, в соответствии с заявленной темой IV симпозиума городской и ландшафтной скульптуры «Сезон искусств в Демидовском крае», которая посвящалась животным Урала в представлениях манси, автором Александром Ивановым была создана скульптура Волка, воющего на Луну. Несмотря на всеобщую христианизацию и разрушение святилищ, манси сохранили веру в своих богов. И волк для них – существо неоднозначное: несомненно, это глубоко почитаемое животное, но отношение к нему все же сильно отличается от отношения к священному медведю или лосю. Он связан с потусторонним миром, с миром безжалостной смерти, и все, же волк справедлив. К нему часто обращались шаманы за справедливым решением – очень часто на шкуре волка вогулы приносили клятвы, кроме того, считалось, что волк может вывести вора на чистую воду. Есть сведения, что для некоторых групп манси волк был когда-то человеком, которого Верхние боги превратили в зверя за нарушения заветов предков. По другой версии, волк — бывший небожитель, сосланный на землю за непослушание. Еще одна версия – волк порождение повелителя подземного (Нижнего) мира Куль-отыра (одного из верховных божеств, брата главного бога Нуме-Торума). Из уважения к грозному хищнику, манси волка часто называли опосредованно: например, «хайтнут» – бегающий зверь, «салы пурнэ уй» – оленей грызущий зверь, «салиуй» – зверь на оленей.
Одним из имен Хоза-Лей, что означает «длинный хвост», тагильский скульптор Александр Иванов называет волка в композиции из древнего мифологического сюжета: серый хозяин тайги представлен воющим на светлого Этпос–ойка (деда-Луну). В представлении вогулов (так когда-то русские называли манси) луна – воплощение мужского начала, солнце – женского. По одному из мансийских космогонических мифов луна до упорядочивания мира пребывал в подземном царстве, но один из верховных божеств Мир-Сусме-Хум вызволил его вместе с солнцем. Может волки воют на луну потому что, созданные владыкой нижнего мира, они тоскуют по луне, призывая обратно ночное светило озарить подземный мир. И действительно, мифы говорят о том, что когда на земле солнце, тогда в нижнем мире – луна; то, что здесь мертвое – там живое, здесь поврежденное – там целое…
Для Александра Иванова образ Волка Хоза-Лей один из самых привлекательных в мансийской мифологии. Волки сильные и выносливые, преданные и верные – эти качества всегда высоко ценились в любой культуре, и для художника они также значимы. Автор всегда остается собой, а его художественный почерк узнаваем – в это раз образ Волка получился не только обобщенно стилизованным, но и цельным, монументальным. Художник избегает излишней детализации в общем композиционном решении. Поверхность скульптуры создана пастозными шероховатыми мазками, имитирующими клочкастую шкуру животного. Лишь деликатные включения мозаичного этнического орнамента «разбавляют» обобщенную пластику.
Для Александра Иванова работа на симпозиуме городской и ландшафтной скульптуры «Сезон искусств в Демидовском крае» 2018 года – это далеко не первое и не единственное обращение к теме быта и мифов финно-угорских племен. В 2015 году , так же в рамках симпозиума, он создал произведение «Манси на реке Чусовой», а в 2017 – воплотил образ покровителя Лисьей горы в Нижнем Тагиле в виде Лиса, созданного в подражании этнической западносибирской пластике.
А. Шемякина
Январь 2022
Фото: А. Шемякина
© Любое использование материалов без ссылки на источник запрещено
Авторские тексты и фотографии созданы в рамках Гранта Министерства культуры Свердловской области